Другая психология » Проблема развития в возрастной психологии » Проблема картины мира. Картина мира – как человеческая позиция

Проблема картины мира. Картина мира – как человеческая позиция

Что же такое картина мира? Как тут не вспомнить Мартина Хайдеггера. Великий немецкий мыслитель сформулировал этот вопрос и пытался ответить на него. Вчитаемся в его текст: “При слове "картина" мы думаем, прежде всего, об изображении чего-то. Картина мира будет тогда соответственно как бы полотном сущего в целом . Составить себе картину чего-то значит: поставить перед собой сущее так, как с ним обстоит дело, и постоянно иметь его так поставленным перед собой . В этом "составить картину" звучит компетентность, оснащенность, целенаправленность. Где дело доходит до картины мира, там выносится кардинальное решение относительно сущего в целом. Бытие сущего ищут и находят в представленности сущего .

Представить означает тут: поместить перед собой наличное как нечто противостоящее, соотнести с собой, представляющим, и понудить войти в это отношение к себе как в определяющую область. Где такое происходит, там человек составляет себе картину сущего. Составляя себе такую картину, однако, человек и самого себя выводит на сцену, на которой сущее должно впредь представлять, показывать себя, то есть быть картиной. Человек становится репрезентантом сущего в смысле предметного .

Только теперь вообще появляется такая вещь, как статус человека. Человек ставит способ, каким надо поставить себя относительно опредмечиваемого сущего, на себе самом .

Так или иначе, появление слова «мировоззрение» как обозначение позиции человека посреди сущего свидетельствует о том, как решительно мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта понял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета. Это означает: сущее считается сущим постольку и в такой мере, в какой оно вовлечено в эту жизнь и соотнесено с ней, то есть переживается и становится переживанием”.

Существование картины мира, сам процесс ее становления показывают, что человек борется за такую позицию, которая всему сущему задала бы меру и смогла предписать норму. Эта его позиция выражается как мировоззрение, в котором представленность себя самого и других людей структурируется, организуется в содержании Я-концепции и концепции другого человека.

Сами по себе эти концепции, на мой взгляд, выполняют в картине мира роль подрамника, который удерживает изображение на картине в относительно постоянном состоянии. Часто человек выражает эти обе концепции одним словом, которое туго натягивает или даже обрывает полотно картины мира, например, “Я - плохой человек”, “Все люди – гады”, или “Я - лишний человек”, “Все люди мешают мне жить”, или “Я – гений”, “Все люди бездарности”, или . Думаю, что каждый из читателей легко восстановит эмоциональное состояние, которым может быть проникнуто каждое из высказываний.

Содержание этих двух концепций в картине мира позволяет выделить и зафиксировать особую реальность, составляющую, на наш взгляд, большую часть этой картины - реальность психическую.

Выделение именно ее позволяет говорить о сущностном в закономерностях развития. Какими же важнейшими свойствами обладает психическая реальность? Как отличить ее от других видов реальностей - физической, химической, логической и других?

Вопрос этот не менее сложен для ответа, чем вопрос об отличии живого от неживого. Мы скорее чувствуем, ощущаем, понимаем это отличие, чем можем осознать, то есть выразить в словах. Это так же непросто, как подобрать синонимы к словам “жизнь” и “смерть”.

Где она, психическая реальность, в картине мира? Актуальность этого вопроса в истории психологии связана с множеством теорий и гипотез. Обычно их пытаются группировать и классифицировать по разным признакам в биогенетические и социогенетические подходы. Биогенетические предполагают исследование свойств психического как природных присущих организму человека функций: меняется во времени организм - меняются и его функции, что естественно.

Социогенетические подходы рассматривают, психическое как производное от социальных условий жизни человека то есть от внешних, по отношению к организму, факторов. Соответственно, свойства психического зависят от изменения свойств этих социальных условий.


Социальные ориентации и установки
Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют об­щественное значение. Побудители такого рода поведе­ния следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности. Социальное поведение, как и всякая другая актив­ность, начинается с готовности, установ ...

Программа деятельности по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада
Программа социально – педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Каждая встреча занимает 50 – 60 минут. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации психолога, логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинског ...

Психологические механизмы воздействия тактических приемов допроса
Всякая коммуникация, всякое общение есть прежде всего психическое воздействие на собеседника. Допрос как взаимодействие следователя с допрашиваемым также предполагает психическое воздействие. Воздействовать на допрашиваемого - это значит вызвать у него нужное чувство, стремление и действие, убедить и побудить думать и поступать так, как ...