Признаки самоактуализирующейся личности
Страница 1

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет и страдает от этого.

Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит в высшую ступень личностного саморазвития.

На главный вопрос его теории – что такое самоактуализация? – А. Маслоу отвечает следующим образом; "Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело…Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание" [9, 191].

Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.

Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы "быть или не быть". В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это "труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать". Это "отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе" [].

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);

принятие других и себя ("Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть");

профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

способность к пониманию других людей, внимание доброжелательность к людям;

постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

различение цели и средств, зла и добра ("не всякое средство хорошо для достижения цели");

спонтанность, естественность поведения;

юмор;

саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

готовность к решению новых проблем, к сознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности [9].

Конгруэнтность это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознавать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это актуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".

Страницы: 1 2


Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края. В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей) ...

Типы течения шизофрении
Систематика шизофрении, основанная на синтезе синдромологии и общих тенденций течения (А.А. Снежневский, 1960, 1966, 1969) включает 3 основных типа течения: 1. Непрерывный; 2. Приступообразный (периодический, реккурентный); 3. Приступообразно-прогредиентный (шубообразный). Хотя каждая форма течения содержит различные клинические варианты ...

Сценарный анализ
Впервые теория сценария жизни была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60х годов 20 в. В работе «принципы группового лечения» Берн определил сценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее, в книге «Что вы делаете после того, как говорите: «Здравствуйте»?» он дал более полное опре ...