Условия и пути самореализации личности
Страница 1

Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

пассивная позиция по отношению к действительности;

вытеснение и другие способы защиты "Я", а именно – проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В Франкла - деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности складываются из:

1) формирования психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "выученной беспомощности");

2) создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создания "чистоты" социального окружения – разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", создания вины и стыда за себя;

4) создания культа "самокритики", признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) сохранения "священных основ" (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) формирования специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным "нереальное существование" поскольку из сложного противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в "нереальный мир ясности, упрощенности". У человека формируется несколько "Я", изолированных функционально друг от друга. Образуется "экзистенциональный вакуум", когда человек потерял "животные инстинкты", социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая "пешкой" в чужих руках ("воскресный невроз") [13,129]. Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется "логотерапия - борьба за смысл жизни".

Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.

Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией "стратегии жизни", которая определяется как "целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни" [5,4].

Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.

"Основная жизненная цель, - писал Г. Ващенко, - которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически [11,221].

Существуют разные концепции жизни и способы их реализации – потребительская, и другая – жизнеутверждающая. Они могут войти в обоснование человеком активности своего "Я". Как определить то главное в жизни человека, что требует понимания и пояснения? Можно ответить так: любовь, труд, знания. Можно изменить последовательность этих слов, но они все равно останутся, по сути, тем самым: высшие чувства, организованная активность, познавательная деятельность, "Я" - активность. Имеет ценность то, что эволюционирует. Эволюция – это путь к совершенству, который еще называют моральным сознанием и формированием идеалов [5,4].

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины – практика. У каждого много практик, их успешность – это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласится с автором, что "полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность, как что-то абсолютно индиферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний" [9, 159].

Страницы: 1 2


Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕСТ NEO-FFI Инструкция Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ...

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах со всей остротой ставят вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозмож ...

Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
К числу веч­ных вопросов науки относится проблема соотношения биоло­гического и социального в человеке. В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; сте­пень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в об ...