Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
Страница 3

Физическая готовность. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. У ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально – волевая.

Личностная и социально-психологическая готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности. Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Таблица 2 - Личностная и социально-психологическая готовность (Р.В. Овчарова)

На появление желания учиться влияет:

- Отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра.

- Отношение сверстников.

- Желание сравняться по положению со старшими.

Внутренняя позиция школьника (со временем становится содержательнее)

Детей привлекает:

1. Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши…).

2. Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.

3. Желание приобрести новых друзей.

4. Желание учиться, узнавать новое.

5. Получать за свою учебу похвалу.

ОТНОШЕНИЕ

К учителям

К другим детям

К себе самому

- Как к непререкаемому авторитету,

- Как к образцу для подражания (требования учителя выполнять, замечания принимать без обид),

- Общаться в ситуации урока после поднятия руки (отвечать на поставленный вопрос, задавать вопросы по делу)

Внимательно слушать

- деловое общение с одноклассниками,

- уметь взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.

Характерно кооперативно- соревновательное общение

- адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Адекватная

Самооценка

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, вним ...

Особенности памяти
Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и каким образом предпочитает запоминать. Люди по-разному запоминают материал. Одним легче запомнить картины, лица, предметы, цвета, звуки, т.е. у них развит наглядно-образный тип памяти. Другие намного лучше запоминают мысли, словесные формулировки, пон ...

Возрастная психология. Возрастная психология как сфера науки
Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возраст ...