Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
Страница 2

Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».

В настоящее время существует большое количество определений и классификаций готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее основательной нам представляется классификация, предложенная Р.В. Овчаровой [21].

Р.В. Овчарова так определяет готовность ребенка к школе:

ребенок к школе готов – умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на открытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий;

ребенок к школе не готов – не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий [21].

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем

предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Очень многое зависит от семьи. Ведь семья – это ближайшее окружение ребенка, именно та среда, в которой и формируется его представление о себе и о мире, начинается развитие социальной природы. Дефицит общения в семье, отсутствие психологического контакта с ребенком приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Немаловажен и тот факт, что дети посещают классы предшкольной подготовки и детский сад практически не испытывают проблем в адаптации в первом классе. Формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, ребенок учится управлять своим поведением. Иногда в семье не всегда понимают своеобразие личности ребенка и неадекватно расценивают его психические возможности.

Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности

Таблица 1 - Схема готовности ребенка к школьному обучению (Р.В. Овчарова)

Специальная

Психологическая

Физическая

Личностная и социально-психологическая

Интеллектуальная

Эмоционально- волевая

Умение читать

Умение считать

Умение писать

Принятие позиции школьника.

Отношение:

-к школе,

-к учебной деятельности,

-к учителям,

-к самому себе.

Ориентировка ребенка в окру- жающем, запас его знаний, усвоенных им.

Способность:

-соподчинять мотивы,

-управлять своим поведением

Состояние здоровья. Физическое развитие.

Желание узнавать новое.

Развитие анализаторных систем.

Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок.

Любознательность.

Развитие мелких групп мышц.

Сенсорное

Развитие

Умение общаться:

-со взрослыми,

-со сверстниками.

Войти в детское общество, действовать совместно с другими

Положительное отношение к целям деятельности, принятие их.

Развитие образных представлений.

Стремление преодолевать трудности.

Развитие основных движений (бег, прыжки…)

Развитие речи и мышления.

Стремление к достижению результата своей деятельности.

Преемственность: - учет детским садом требований школы к ученику,

- учет школой достижений и возможностей детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Душа как предмет исследования
Психологию следует рассматривать как науку о душе. Именно так долгое время трактовалась область познания психологии. Только при познании объективного существования души ее можно сделать объектом науки. Душа является сложным информационно энергетическим единством всего сознательного и несознательного в человеке. С лингвистической точки зр ...

Массовые социально-психологические явления и их роль в общении и межличностных отношениях
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое — одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей. Это так называемые массовидные психические явле ...

Рассмотрение общепсихологического свойства «Внимание» по отношению к «Ки» понятию
Внимание имеет обыкновение рассеиваться, намерения меняются, и модели мускульной активности, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, варьируются в зависимости от обстоятельств. Абсолютно понятно, что внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Пси ...