ПриложениеСтраница 3
Задание 9. Размещение фигур
В качестве экспериментального материала используются 3 карточки с нарисованными на них кругом, треугольником и квадратом, а также 9 вырезанных геометрических фигур, представляющих собой разнообразные круги, треугольники и квадраты.
Сначала проверяют, знает ли ребенок названия фигур, изображенных на карточках. Допустимо, если вместо «квадрат» он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названия фигуры, то ее следует назвать. Затем испытуемого просят объяснить, почему треугольник, четырехугольник и круг называются именно так. Предполагается, что в объяснении ребенок будет ссылаться на наличие и количество углов у фигуры. Если он не может сам этого сделать, то ему объясняют, что фигура называется треугольником, потому что у нее три угла (показать), четырехугольником - потому что четыре угла (показать), а круг - круглый.
Затем перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур, а несколько поодаль от них 3 карточки с нарисованными кругом, треугольником и квадратом. Ребенку предстоит выбрать из 9 фигур треугольники, четырехугольники и круги и положить их на соответствующие карточки.
Каждый этап работы оценивается отдельно. I этап - количество правильно названных нарисованных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); максимальное количество баллов - 3.
II этап - количество правильных объяснений названия той- или иной нарисованной геометрической фигуры; максимальное количество баллов - 3.
III этап - количество правильных наложений; максимальное количество баллов - 3.
Задание 10. Сравнение картинок
Экспериментальным материалом служат 4 пары картинок. В каждой паре картинки почти идентичны, но вместе с тем имеют некоторые различия, которые испытуемый должен обнаружить.
Если ребенок не может самостоятельно найти различия или называет несуществующие отличия, то ему оказывается помощь.
Каждая пара картинок оценивается по следующей шкале: правильное решение без помощи - 2 балла; с помощью - 1 балл; отсутствие решения - 0 баллов. Таким образом, за 4 пары картинок ребенок может получить максимально 8 баллов.
Задание 11. Воспроизведение четверостиший
В этом задании ребенку предлагают воспроизвести по памяти четверостишие, которое он учил наизусть в задании 3.
Если испытуемый допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и в задании 3.
Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, что и в задании 3.
Задание 12. Понимание цвета и формы
В этом задании ребенку предлагается достроить незаконченную фигуру определенного цвета, подобрав к ней недостающую часть из предлагаемого набора форм, различающихся по цвету. Таким образом, для решения задачи ребенку необходимо совместить два признака: форму и цвет.
Всего испытуемому предлагается решить 4 задачи. Максимальная оценка за все задания - 4 балла.
Задание 13. Нахождение аналогий
Ребенку предлагается некоторое утверждение, а затем задается вопрос, на который можно ответить путем аналогичного утверждения.
Например: «Днем светло, а ночью?» Предполагается, что ребенок ответит: «Ночью темно».
Введения
Шизофрения - одно из наиболее частых психических заболеваний. Распространенность шизофрении по данным одного из районов г. Москвы - 6 на 1000 населения, заболеваемость - 2 на 10 000 населения. По данным американской литературы заболеваемость на 1000 человек равна 7,2 (в 1984 г.), а из всех живущих в США людей больны или в течение своей ж ...
Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического
развития
На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой ...
Самоконтроль и согласованные действия
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает ...