Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Основные методы профессиональной психодиагностики

Основные методы профессиональной психодиагностики

Беседы - интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

Открытые беседы - интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов. Такие беседы дают

о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.);

Опросники профессиональной мотивации(для большинства это более важная диагностика, чем определение способности к профессии);

Опросники профессиональных способностей (они оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности»);

«Личностные» опросники. По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем);

настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни; иногда о человеке можно многое сказать и по его поведению в общественном транспорте; т.о., получается, что тест на «личность» - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но, с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, так что очень сложно оценить личность в обыденном режиме жизни;

Проективные личностные тесты дополняют объем представлений о личности. Метод наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога (выделение четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности, корректности такого опроса);

Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

«Профессиональные пробы». Обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходят к условиям современной РФ;

Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

Исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»);

Использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.


Количество и качество требований к ребенку в семье
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, не ...

Социальный интеллект
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек". Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этог ...

Рисуночный тест "Семья, которую я хочу"
Инструкция: Переверните лист бумаги на другую сторону нарисуйте теми же карандашами еще одну семью, но не семью - близнец, а ту, которую бы вы хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую хочу". Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, " ...