Психология как наука

Человек в процессе жизни познает окружающий мир, имеет свое отношение к предметам или явлениям этого мира. Человек действует в этом мире, проявляет свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, т.е. осуществляет волевую деятельность.

Каждый человек отличается от других: один особенно интересуется музыкой, другой спортом. Кто-то проявляет способности в области математики, кто-то — в области литературного творчества. Все это — восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля — проявления темперамента и характера — называется явлениями человеческой психики. Наука, изучающая эти психические явления, называется психологией (от гр. рsyche — «душа» и logos — «учение, слово»).

Под «душой» первоначально понималось некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные ранее психические явления это и есть свойства, проявления этой «души». В настоящее время под «душевными явлениями» понимаются психические явления, слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.

Психология — это наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

Специфическая форма психических явлений была одной из причин обособления психологии как научной дисциплины. Психология была выделена из общей системы наук, которые опирались на объективные методы. Поэтому на протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний.

Но на рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие ускорялось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявлялись к психологии со стороны медицины и педагогики.

Психология как наука решает задачу изучения и научного объяснения психических явлений. Психология преследует свою цель — раскрыть закономерности, которые лежат в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, например для продуктивной организации деятельности человека, для правильного ведения дела обучения и воспитания молодого поколения.


Внушение в психолого- педагогической работе
Внушение играет огромную роль в процессе воспитания. Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым, свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё ...

Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...

Способности
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга ...