Другая психология » Психологические направления » Возникновение и развитие сознания

Возникновение и развитие сознания

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процесс их жизни. Реальным же этот процесс может стать и становится только как процесс сотрудничества и жизнеобеспечения, общения с другими людьми. Другими словами, реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществленный труд. Онтогенетически этот процесс складывается из двух этапов. Совместная деятельность взрослых, которая обеспечивает первоначальное включение нового человека в общение, развивает его фундаментальные человеческие способности и готовит его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде. Затем собственный труд человека, т.е. его целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, которая одновременно обеспечивает собственно человеческое развитие всех его участников.

Характерный только для человека способ отношения к миру, который опосредуется отношением к своей собственной жизнедеятельности, не определяется только видоспецифическими особенностями физиологической организации человека. Он осваивается на ее основе каждым ' в процессе общения с другими людьми. Формы деятельностного общения, его способы и средства общие для всех вступающих в общение индивидов. Общая совокупность этих форм становится для каждого тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственную жизнедеятельность. Если в совместной деятельности действие значит что-то для другого, тогда это действие имеет значение и для самого человека. Значимый для всех образ действия (содействия) — это субъективный образ предмета, на который данное действие направлено. Также это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. Таким образом, именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность. Человек предваряет ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его жизни. При этом идеальное представление о будущем предшествует каждому отдельному виду деятельности и мотивирует ее, формируется на основе значений предметов, средств и способов деятельности.


Первая ступень AT.
Первую ступень AT проще осваивать через комбинацию стандартных упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений. Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: "Я у ...

Мотивации и общение. Составить 5 отрицательных и 5 положительных качеств застенчивости
Отрицательные качества застенчивости. 1) Застенчивые люди считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как "менее популярных", чем не застенчивые. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. 2) Застенчивость имеет отрицательные последствия не только в с ...

Пояснительная записка
Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста. Задачи коррекционной программы: 1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания. 2. Формировать концентрацию внимания. 3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. И ...