Другая психология » Психологические направления » Возникновение и развитие сознания

Возникновение и развитие сознания

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процесс их жизни. Реальным же этот процесс может стать и становится только как процесс сотрудничества и жизнеобеспечения, общения с другими людьми. Другими словами, реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществленный труд. Онтогенетически этот процесс складывается из двух этапов. Совместная деятельность взрослых, которая обеспечивает первоначальное включение нового человека в общение, развивает его фундаментальные человеческие способности и готовит его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде. Затем собственный труд человека, т.е. его целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, которая одновременно обеспечивает собственно человеческое развитие всех его участников.

Характерный только для человека способ отношения к миру, который опосредуется отношением к своей собственной жизнедеятельности, не определяется только видоспецифическими особенностями физиологической организации человека. Он осваивается на ее основе каждым ' в процессе общения с другими людьми. Формы деятельностного общения, его способы и средства общие для всех вступающих в общение индивидов. Общая совокупность этих форм становится для каждого тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственную жизнедеятельность. Если в совместной деятельности действие значит что-то для другого, тогда это действие имеет значение и для самого человека. Значимый для всех образ действия (содействия) — это субъективный образ предмета, на который данное действие направлено. Также это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. Таким образом, именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность. Человек предваряет ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его жизни. При этом идеальное представление о будущем предшествует каждому отдельному виду деятельности и мотивирует ее, формируется на основе значений предметов, средств и способов деятельности.


Движения
Огромное разнообразие «экологических ниш», занимаемых насекомыми и другими членистоногими, обусловило, естественно, развитие весьма различных форм приспособления в области строения и поведения этих животных. Наиболее существенным и характерным для эволюции членистоногих, особенно насекомых, было завоевание новой среды обитания – суши. Чл ...

Классическая высшая ступень AT
Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT. Овладевает возможностью вызывать и удерживать перец с ...

Компонент научения.
Согласно теории социального научения, дети, наблюдая за взрослыми, начинают понимать, что один из способов получить желаемое – приобрести знания и развивать свои навыки. Они могут, например, заметить, что спортсмен, которым они восхищаются, получает большие деньги и признание. В результате начинают подражать тем, кем восхищены. Они одева ...