Самосознание

Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.

Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.

В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.


Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности
Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бе ...

Интерпретация результатов исследования
Результаты первого этапа исследования представлены в таблице 3 и рис. 2. Таблица 3 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей экспериментальной группы до формирующего эксперимента. № Имя Возраст Результаты Теста «Домик» Рисование мужской фигуры Копирование слов Срисовывание точек Мотивационная сфера (диагностическ ...

Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности
З.Фрейд и В.Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности. При всем различии подходов к изучению соотноше­ния «среды» и «наследственности», «степени животнос­ти» и «степени человечности», «индивидуального» и «социального» в развитии человека эти подходы опираются на некоторые общие методологические установки. Антроп ...