Самосознание
Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.
Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.
В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.
Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот первый опы ...
История шизофрении
Большой клинический полиморфизм шизофрении в ее современном объеме имеет свои исторические корни. Основные клинические варианты этой болезни были выделены еще в донозологический период развития психиатрии. Основные формы, которые в конце XIX века послужили «материалом» для крепелиновского синтеза, были далеко не однородными, каждая из ни ...
Игра как средство воспитания и развития детей
дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10]. Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональн ...