Самосознание
Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.
Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.
В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.
Механизмы памяти
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. - Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций); - Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; - Психологи подчеркивают завис ...
Отчет о педагогической практике в период с 5.10.09 по 19.10.09
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для детей 3-4 степени глухоты», расположенный по адресу: г.Омск, ЦАО 18 ул. Амурская 19, д.1 Наполняемость школы в данный момент – 64 человек. ...
Профилактические, диагностические и реабилитационные
процедуры ПТСР
Профилактические процедуры ПТСР Существуют различные профилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которые позволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему со стрессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них. · Кризисная интервенция Кризисная интервенция — это профессиональная психос ...