Другая психология » Психологические направления » Методы научных исследований

Методы научных исследований

Методы научных исследований — это те

приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный), эмпирические, куда входят:

1) обсервационные методы;

2) экспериментальные методы;

3) психодиагностические методы;

4) праксиметрические методы;

5) метод моделирования;

6) биографические методы.

Обработка данных, куда входят методы количественного и качественного анализа. Интерпретационные методы, включающие генетические и структурный методы. В практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными методами выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых. Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

1) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

2) программа наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

3) способ фиксации получаемой информации. При наблюдении должен соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдения, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколькими наблюдателями-экспертами, оценки которых можно будет сравнивать, построенные гипотезы, объясняющие наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемого согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке. Беседа — широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения , информации о человеке в общении с ним в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося.


Типы нервной системы по И. П. Павлову
1. Сильный, уравновешенный, по­движный тип — сангвиник. Его нервная систе­ма отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабли­вающийся изменчивым условиям жизни. Его харак­теризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. 2. Сильный, уравновеш ...

Функции общения
Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б.Ф. Ломовым выделены три функции: - информационно-коммуникативная; - регуляционно-коммуникативная; - аффективно-коммуникативная. Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает ин ...

Понятия как проявление содержания позиции в возрастной психологии
Проявление содержания позиции требует средств для ее удержания, такими средствами в научном обиходе становятся понятия. Интересно, то, что в возрастной психологии наиболее отчетливо проявляется различие в позициях авторов как различие в языках описания. Так, Ж. Пиаже пользуется языком математики и биологии (“группировка”, “операция”, “ас ...