Другая психология » Психологические направления » Характеристика и строение человеческой деятельности

Характеристика и строение человеческой деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности.

Современный человек живет в окружении предметов, которые не являются чистым творением природы. Практически ко всем предметам быта приложены руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, т.е. она носит продуктивный, а не только потребительский характер. Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек помимо способностей развивает и потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается искусственными потребностями. Это потребность в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие. Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которые приобретаются в результате сознательного, целенаправленного обучения. С раннего детства ребенка начинают обучать пользоваться «по-человечески» предметами домашнего обихода. Он начинает подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотив может быть органическим, функциональным, материальным, социальным и духовным. Тип деятельности определяется по доминирующему мотиву. В1 качестве цели выступает ее продукт. Он может быть физическим предметом, определенным типом знания, умения, навыка, а также творческим результатом. Предметом деятельности назы-ваютто, с чем она непосредственно имеет дело. Для научной деятельности это знание, для трудовой — материальный продукт. Всякая деятельность имеет структуру. В ней выделяют обычно действия и операции как основные составляющие деятельности.


Основные факторы и механизмы развития личности
Факторы, которые оказывают влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет материал, который затем преобразуется различными способами в человеческую особь, индивида, личность; 2) физическое окружение. В одинаковых физических и географических условиях формируются разн ...

Нейроанатомия эмоций
Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур. Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями ...

Условия и пути самореализации личности
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты &quo ...