Заключение

Итак, оценивая значение научного творчества А.Р. Лурия, следует безусловно, признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии – новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки – общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии. А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций, на которых основана современная психология. В 1920-е гг., когда в официальной отечественной психологии господствовали субъективно-идеалистические представления о психике, он вместе с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым и др. встал на путь борьбы за материалистическую, естественнонаучную психологию, за создание ее непротиворечивых методологических и теоретических основ. В этом его основная заслуга перед психологической наукой. А.Р. Лурия рассматривал каждую отрасль психологии как часть единой психологической науки. Необходимость в изучении различных аспектов научного творчества А.Р. Лурия очевидна [2,46].

В научной биографии А.Р. Лурия можно выделить 3 периода, во многом отражающие особенности истории отечественного психоанализа.

1. В первый период (на протяжении первой половины 20-х гг. 20 века) А.Р. Лурия оценивает психоанализ как новое, современное направление, позволяющее преодолеть кризис в психологии.

2. Второй период (2-я половина 20-х-30-е гг.) характеризуется резкой критикой А.Р. Лурия психоанализа с общепсихологических марксистских позиций. Но в содержательном плане ключевые психоаналитические принципы и проблемы (целостный подход, изучение эмоциональных и мотивационных сфер личности, соотношение внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного в личности и т.д.) по-прежнему остаются для А.Р. Лурия в числе приоритетных, работающих и актуальных.

3. В третий период (после 1940 г.) отмечается отсутствие работ А.Р. Лурия, посвященных вопросам психоанализа. Но фактически те принципы, постулаты и проблемы, которые А.Р. Лурия впервые сформулировал для себя, продолжали работать на всем протяжении его научного творчества [3,92].


Виды агрессии
По мнению Г. Паренса, любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы [7]. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, с ...

Сценарий Побежденного (Жертвы).
Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта. Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера законч ...

Проблематика актерской психологии
Вопрос о психологии актера и театральном творчестве в одно и то же время чрезвычайно старый и совершенно новый. С одной стороны не было ни одного человека театра, который так или иначе не ставил бы вопрос, который в практической деятельности, преподавании, оценках не исходил бы из того или иного понимания психологии актера. С другой стор ...