Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Самосознание личности как социального субъекта. Социальные детерминанты самосознания

Самосознание личности как социального субъекта. Социальные детерминанты самосознания

Самосознание - относительно устойчивая, более или менее осознанная структура представлений индивида о самом себе, включающая изначальные основы самосознания (притязания на признание своего «Я», своего имени, своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; притязания на социальное признание; притязания на признание своей сущности как представителя пола); историю их развития во времени (прошлое, настоящее, будущее) и существование в социальном пространстве (самость личности, долг перед людьми, права среди других) .

Наиболее близкими к понятию «самосознание» являются понятия «Я -концепция», «Я - эго», «Я - образ». Термин «Я - эго», «Я - образ» чаще трактуется как результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой в отношении прошлого, настоящего и будущего. Понятие «Я» всегда соотносится и нередко даже сливается, с одной стороны, с понятием личности, а с другой - с понятием самосознания. «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В тоже время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым.

Самое общее значение термина «Я» - самость, т.е. интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость - это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания. Понятие идентичности, широко употребляемое в психологической и социологической литературе, обозначает не формальное тождество субъекта самому себе («Я»=«Я»), а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.п.), т.е. некоторый аспект личности и ее самосознания.

Исходя из анализа понятийного ряда, выделяют следующие функциональные характеристики феномена «самосознания»: осознание представлений о самом себе; понимание самого себя; образ себя; отношение к себе; признание себя на индивидном, субъектном, личностном уровнях; ощущение себя, своих состояний; приобретение жизненного опыта; переосмысление жизни; определение мотивов действий, новых связей между различными функциями.

Другое условие взаимосвязи всех компонентов самосознания есть познание внешнего мира. При этом самосознание развивается и наиболее полно и адекватно осуществляется в процессе активного воздействия на внешний мир и его познания. Лишь в процессе осознания внешнего мира и, прежде всего, социального мира и в меру этого осознания осуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. По мнению Мерлина, благодаря обусловленности самосознания коллективной деятельностью и познанием внешнего мира, отдельные его компоненты в большей или меньшей степени соответствуют друг другу, согласуются друг с другом, образуют органическое единство, целостность самосознания. Взаимная связь компонентов самосознания определяется их взаимным влиянием друг на друга, при этом нарушение одного из компонентов может сопровождаться нарушением других. Самосознание становится определяющим фактором развития личности только тогда и только в той степени, в какой оно совпадает с направлением общественного сознания.


Общие результаты по методикам
В целом общие результаты совпадают между собой. По методикам видны следующие результаты. По первой методике (по общим показателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью – 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии – 3 человека. По второй метод ...

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК).
Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще "маленький". Нередко они открыто призна ...

Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико. Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой пу ...