Другая психология » Психологические направления » Операции и процессы мышления

Операции и процессы мышления

Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. С помощью функции сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения может стать классификация, которая может выступать как первичная форма теоретического и практического познания.

Анализ — это процесс разделения целого на составляющие его элементы с последующем их сравнением. Операция анализа заключается в более глубоком проникновении в природу вещей, что требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и свойств. Процесс синтеза служит средством объединения отдельных элементов, которые были выделены в процессе анализа. Анализ и синтез обычно осуществляются совместно, что способствует более глубокому познанию действительности. Следует заметить, что понятие интеллекта 8 своем формировании прямо зависит от совершенствования операций мышления, таких как анализ, синтез и обобщение.

Абстракция обеспечивает возможность выделения одних признаков и отвлечение при этом от других. Абстрагирование предназначено для более тщательного изучения признаков и, как правило, выполняется на основании ранее проведенных анализ и синтеза. В результате операций анализа, синтеза и абстрагирования происходит формирование понятий. Абстрагированными могут быть не только свойства, но и действия (например, метод решения задач). Определенный метод решения задач может быть применен к другим условиям только тогда, когда данный метод осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение служит средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. При этом понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Кроме рассмотренных выше операций мышления, выделяют также процессы мышления — суждение, умозаключение, определение понятий, индукцию и дедукцию. Суждение это высказывание, выражающее определенную мысль. Умозаключение — серия логически связанных высказываний, на основании которых делается заключение. Определение понятий — это система суждений о некотором классе предметов, выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция — способ производства умозаключении, заключающийся с способности делать вывод частного суждения из общего. Дедукция — это вывод общего из частного.


Предмет и задачи психологии
Объектами психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они и выступают как основные объекты психологии. Следовательно, предметом психологии является изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической ф ...

Интерпретация результатов по методикам. Результаты методики №1
В ходе проведения этой методики важно отметить, что бы дети вели себя расслаблено и отвечали без особых затруднений если ребенок затрудняется ответить на какой либо пункт методики, то следует ему задавать наводящие вопросы, или привести какую либо жизненную ситуацию: «Как бы ты поступил …?» Из 10детей затруднялось 3 ребенка, но они могли ...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности. Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития. Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разно ...