Характер

Характер—совокупность индивидуальных особенностей личности, выражающая его отношение к действительности, определяющая способ поведения, проявляющаяся в деятельности и общении.

В характере выделяют отдельные черты или качества:

1) отношение к окружающим людям и обществу в целом (чуткость, доброту, искренность, лицемерие и др.);

2) отношение человека к самому себе (завышенную, заниженную, реальную самооценку);

3) волевые качества (смелость, тревожность,

импульсивность и др.) и т.д.

Определенные черты у каждого характер» коррелируют между собой, другие слабо корролируют. Поэтому выделяют противоречивый и цельный характер (в нем преобладает положительная корреляция черт).

К. Юнг определяет 4 типа характера: акстравертный — интровертный; рационалистический — иррационалистический; мыслительный эмоциональный; ощущающий интуитивный. В основе классификации лежит направленность личности.

Характер человека формируется в довольно раннем возрасте и на протяжении всей жизни является более или менее устойчивым. Сочетания индивидуальных особенностей, формирующих характер, не являются случайными. Они образуют типы, позволяющие изучать типологию характеров.

Когда характер сформирован, основным его компонентом является система ценностей, которая определяет поведение человека, формирование жизненных целей.

Характер определяет поведение человека, но в то же время он формируется в поведении. Взаимосвязь характера и поступка определяется взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения. Мотивы поведения постепенно закрепляются и фиксируются в характере. Характер определяется всем образом жизни человека на протяжении длительного периода времени.

Характер тесно связан с мировоззрением. Единство целей, которые оно ставит перед человеком, обусловливает цельность характера.

Характер человека формируется в процессе адаптации индивида к окружающему его миру. Поэтому очень важно изучить проблему наследственности и влияния окружающей среды. Степень влияния этих факторов на процесс формирования характера может быть различной. При неблагоприятном сочетании обоих могут появляться какие-либо отклонения.

Первые признаки стабилизации характера проявляются в возрасте от 2 до 10 лет. В этом возрасте под влиянием взрослых формируются основные положительные (доброта, отзывчивость) и отрицательные черты. Деловые качества (аккуратность, трудолюбие и т.д.) закрепляются немного позднее, как правило, в процессе детских игр. Волевые черты характера развиваются в подростковом возрасте, а нравственные основы — в ранней юности.


Составляющие ЭИ в модели способностей
В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ: · восприятие и выражение эмоций · повышение эффективности мышления с помощью эмоций · понимание своих и чужих эмоций · управление эмоциями Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции ...

Понятие и эмпирические индикаторы страха в психологии
Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежных критериев страха до сих пор не обнаружено. Обычное для психологии и психопатологии выделение физиологических, поведенческих и когнитивных проявлений страха указывает скорее на комплексность феномена, чем свидетельству ...

Гипноз, как проявление внушающего поведения
Гипноз – уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками. История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже отрицания его существования. Повышенный ...