Темперамент
Темперамент это совокупность динамических проявлений психики.
Темперамент характеризуется:
1) силой психических процессов;
2) скоростью протекания психических процессов.
Свойства темперамента.
1. Активность (показывает, насколько энергично человек воздействует на окружающий мир).
2. Импульсивность(характеризует склонность человека действовать спонтанно). Это такая сторона темперамента, которая определяет стремление, силу потребности как побуждения к деятельности, быстрый переход побуждений в действие.
3. Тревожность (выражается в повышенной склонности человека беспокоиться в любых жизненных ситуациях).
4. Чувствительность (показывает, какова сила воздействия на человека, чтобы он выразил отношение к раздражителю).
5. Пластичность (характеризует приспосабливаемость человека к внешним воздействиям).
6. Эмоциональность (показывает скорость, содержание эмоциональных процессов и состояний человека). Эмоциональная возбудимость находит свое выражение в пониженном или повышенном настроении, частой смене настроений.
7. Впечатлительность (характеризует степень воздействия раздражителей на психику человека, время сохранения в памяти, силу ответной реакции на это воздействие). У разных людей впечатлительность может быть более или менее выражена.
Первая встреча с человеком, его походка, движения дают представление о темпераменте.
Типы темперамента:
1) холерический. Для данного типа характерны высокая активность, реактивность, отсутствие терпения, сдержанности, высокая устойчивость стремлений и интересов, быстрый психический темп;
2) сангвинический. Характеристики: повышенная реактивность, активность, внимательность, дисциплинированность, находчивость, высокий порог чувствительности;
3) меланхолический. Для этого типа характерны повышенная чувствительность, обидчивость, малая реактивность, невыразительная мимика, пониженная активность, неуверенность в себе;
4) флегматический. Характеристики: низкая эмоциональность, бедная мимика, невыразительные движения, высокая работоспособность, терпеливость, самообладание, сложность приспособления к новой обстановке. Физиологическая основа темперамента — нейродинамика мозга. И. П. Павлов в основу классификации положил следующие критерии: силу нервной системы, уравновешенность, подвижность. Далее было выделено 4 типа нервной системы:
1) живой тип (сильный, подвижный, уравновешенный);
2) спокойный тип (сильный, уравновешенный, инертный);
3) возбудимый тип (сильный, неуравновешенный, преобладание возбуждения над торможением);
4) слабый тип.
Данные типы нервной системы связывают с типами темперамента.
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка
старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема. Психологическая характеристика старшего дошкольного возр
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребнос ...
Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения
Как всякий урок, урок в системе компенсирующего обучения должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ученика, а также должнобыть логической единицей темы, раздела, курса. Однако этот урок имеет свою специфику, которая определена особенностями психического развития детей, ...
Семейная социализация в младшем школьном возрасте. Социализация,
её сущность
В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16] понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение ...