Другая психология » Эффективность работы педагога–психолога по профилактике наркомании среди подростков » Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании

Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании
Страница 1

Основные понятия концепции:

1. Наркомания - медицинский термин, определяемый следующим образом: болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости.

2. Наркотическое вещество - вещество, соответствующее трем критериям:

- медицинскому (вещество оказывает такое специфическое воздействие на центральную нервную систему человека, которое является причиной его немедицинского потребления, говоря подростковым языком - вызывает «кайф»);

- социальному (немедицинское использование препарата способно нанести существенный вред обществу);

- юридическому (распространение этого вещества ограничено и находится под строгим контролем).

3. Наркотизм - термин, используемый для обозначения всех форм одурманивания вне зависимости от вида применяемого вещества и «стадий знакомства» с наркогенным соединением;

- форма саморазрушения (аутодеструктивного) поведения человека.

4. Наркогенное заражение - определение начальной стадии, первоначального знакомства с наркогенными веществами.

5. Гедонистическое мировоззрение, гедонистическое сознание-система жизненных установок и ценностей человека, рассматривающих удовольствие и наслаждение как принципы нравственности. Основатель «школы гедонизма» Эпикур отмечал, что истинное удовольствие заключается в ясности ума и отсутствии страха и только тот может иметь истинное удовольствие, кто благоразумен и предусмотрителен, и таким образом, готов отказаться от сиюминутного удовольствия ради удовлетворения более устойчивого и надежного.

Гедонистические установки являются одним из важнейших механизмов, детерминирующих наркотизацию, ибо наркотики на биохимическом уровне вторгаются в отлаженный механизм жизнедеятельности человеческого организма, быстро заменяя чувство удовлетворения от реализации потребностей просто получаемым удовольствием от приема наркотика.

Существующая система средств массовой коммуникации интенсивно распространяет в молодежной среде гедонистические установки посредством влияния «красивой рекламы», экранных видов искусств (компьютер, видео, кино) и образцов поведения современной массовой культуры.

6. Антинаркогенное воспитание - процесс формирования у детей и подростков особой личностной структуры антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективного положительного внутреннего состояния и обеспечивающей индивидуальную возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников.

7. Здоровый образ жизни - сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие со средой, выступающее в качестве условия физического, духовного, социального благополучия.

8. Педагогическая профилактика - рассматривается как особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующий наркогенному заражению. Антинаркогенное воспитание при этом является основной базой педагогической профилактики.

Масштаб модели педагогической профилактики:

- макромодель - рассматривается в рамках целого государства;

- мегомодель - действующая на уровне региона;

- микромодель - охватывающая ближайшую среду обитания (школа, семья и т. д.)

Уровни педагогической профилактики:

- первичная - направленная на предупреждение реального приобщения детей и подростков к одурманиванию;

Страницы: 1 2 3


Пример разработки программного обеспечения психометрической диагностики личности
В современных процессах познавательной и трудовой деятельности человек часто является «слабым звеном», показывающим эффективность меньшую, чем у окружающих его технических средств. В связи с этим оценка возможностей человека, определяемых его психобиологическим потенциалом, может быть признана необходимой для подавляющего большинства его ...

Жесты
Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно до ...

Профессионально значимые психофизиологические качества личности
Знаете ли вы: происхождение термина «личность»? Насколько велико разнообразие работающих представлений личности и какова ценность каждого из них? Что имеется в виду, когда мы говорим о том, что человек представляет из себя «на самом деле»? Что ваша личность проявляется не только в общении с другими людьми, но и в том, как вы думаете, ход ...