Функции общения

Общение – это полифункциональный феномен.

Существует несколько классификаций его функций.

Б.Ф. Ломовым выделены три функции:

- информационно-коммуникативная;

- регуляционно-коммуникативная;

- аффективно-коммуникативная.

Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

Выделяются также такие функции, как:

- познание людьми друг друга;

- организация совместной деятельности и управление ею;

- формирование и развитие межличностных отношений.

А.А. Брудным выделяется:

- инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);

- синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);

- трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общения выделяются следующие функции:

· контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

· информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

· побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

· координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);

· понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

· эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

· установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

· оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

1) Прагматическая (связующая).

2) Формирующая (витальная жизненная).

3) Организации и поддержания межличностных отношений.

4) Подтверждающая.

5) Внутриличностная (общение человека с самим собой).


Кинесические особенности невербального общения
Изучение собеседника (партнера по общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение. Жест “пож ...

Предмет и задачи психологии
Объектами психологии является совокупность изучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Поскольку психика проявляется в поведении и деятельности, то они и выступают как основные объекты психологии. Следовательно, предметом психологии является изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической ф ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня. Мотивации достижения и уровня креативности. Организация и ход экспериментального исследования
Для осуществления сравнительного анализа уровня креативности и уровня мотивации достижения и установления между ними корреляции необходимо было провести их диагностику отдельно. Исследование проводилось на базе Российского художественно-технического колледжа игрушки. В эксперименте участвовало 30 респондентов. Все они являются студентами ...