Функции общения
Общение – это полифункциональный феномен.
Существует несколько классификаций его функций.
Б.Ф. Ломовым выделены три функции:
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная;
- аффективно-коммуникативная.
Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.
Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.
Выделяются также такие функции, как:
- познание людьми друг друга;
- организация совместной деятельности и управление ею;
- формирование и развитие межличностных отношений.
А.А. Брудным выделяется:
- инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);
- синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);
- трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общения выделяются следующие функции:
· контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
· информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
· побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
· координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);
· понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
· эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
· установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
· оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
1) Прагматическая (связующая).
2) Формирующая (витальная жизненная).
3) Организации и поддержания межличностных отношений.
4) Подтверждающая.
5) Внутриличностная (общение человека с самим собой).
Понятия как проявление содержания позиции в возрастной психологии
Проявление содержания позиции требует средств для ее удержания, такими средствами в научном обиходе становятся понятия. Интересно, то, что в возрастной психологии наиболее отчетливо проявляется различие в позициях авторов как различие в языках описания. Так, Ж. Пиаже пользуется языком математики и биологии (“группировка”, “операция”, “ас ...
Возрастные особенности клинической картины и течения шизофрении
Детская шизофрения - встречается относительно редко. Начало обычно постепенное, с беспричинных и нелепых страхов, двигательных и речевых стереотипии (бесконечное повторение одних и тех же движений, выкрикивание одних и тех же слов). Патологические фантазии не отделяются от реальности. Возможно наличие рудиментарных галлюцинаторного и бре ...
Базовые психологические установки общения
Психика человека крайне сложна, и достаточно полных теорий мотиваций человека, лежащих в основе его поведения, еще не построено. Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимовлияния сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, наход ...