Функции общения

Общение – это полифункциональный феномен.

Существует несколько классификаций его функций.

Б.Ф. Ломовым выделены три функции:

- информационно-коммуникативная;

- регуляционно-коммуникативная;

- аффективно-коммуникативная.

Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.

Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

Выделяются также такие функции, как:

- познание людьми друг друга;

- организация совместной деятельности и управление ею;

- формирование и развитие межличностных отношений.

А.А. Брудным выделяется:

- инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);

- синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);

- трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

По цели общения выделяются следующие функции:

· контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

· информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

· побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

· координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);

· понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

· эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

· установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

· оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

1) Прагматическая (связующая).

2) Формирующая (витальная жизненная).

3) Организации и поддержания межличностных отношений.

4) Подтверждающая.

5) Внутриличностная (общение человека с самим собой).


Экспериментальное исследование. Характеристика методов, используемых в практической части выпускной квалификационной работы
Цель настоящего исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры и возможности развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности. Основной метод исследования: наблюдение и эксперимент. Наблюдение за игровой деятельностью испытуемых детей использовалась методика из кни ...

Профилактические, диагностические и реабилитационные процедуры ПТСР
Профилактические процедуры ПТСР Существуют различные профилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которые позволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему со стрессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них. · Кризисная интервенция Кризисная интервенция — это профессиональная психос ...

Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являютс ...