Функции общения
Общение – это полифункциональный феномен.
Существует несколько классификаций его функций.
Б.Ф. Ломовым выделены три функции:
- информационно-коммуникативная;
- регуляционно-коммуникативная;
- аффективно-коммуникативная.
Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.
Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.
Выделяются также такие функции, как:
- познание людьми друг друга;
- организация совместной деятельности и управление ею;
- формирование и развитие межличностных отношений.
А.А. Брудным выделяется:
- инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);
- синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);
- трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общения выделяются следующие функции:
· контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);
· информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);
· побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);
· координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);
· понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);
· эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);
· установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
· оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).
1) Прагматическая (связующая).
2) Формирующая (витальная жизненная).
3) Организации и поддержания межличностных отношений.
4) Подтверждающая.
5) Внутриличностная (общение человека с самим собой).
Труд как вид деятельности
Труд — основной вид человеческой деятельности. Производными от труда являются игра и учение. В высших совершенных формах человеческого труда, которые отражают сущность человека, находят выражение и развитие душевные силы, замыслы, чувства — личности. Эти моменты переходят друг в друга и в сочетании образуют единое целое. Труд — это социа ...
Методологические предпосылки концепции двойной
детерминации развития личности
З.Фрейд и В.Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности. При всем различии подходов к изучению соотношения «среды» и «наследственности», «степени животности» и «степени человечности», «индивидуального» и «социального» в развитии человека эти подходы опираются на некоторые общие методологические установки. Антроп ...
Творческая реализация
личностного подхода. Методология личностно-ориентированного взаимодействия
Педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. Педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего <Я> с другими <Я>, с миром в целом. ...