Подходы к классификации детско-родительских отношений
Страница 2

4. Что именно родителей не устраивает?

5. Что можно предпринять для устранения того, что не устраивает родителей?

6. Зависит это только от родителей или других членов семьи?

7. Согласятся ли они что-либо менять в семье?

8. Готовы ли сами родители к изменениям?

Шевцова И.В. предлагает другой подход к классификации родительско-детских отношений. Он предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные. [45, с.93].

Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Существует несколько типов ошибочного воспитания:

- эгоцентрическое;

- тревожно-мнительное;

- гиперсоциальное;

- отвергающее.

Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрическое предполагает тип отношений «на обращай ни на кого внимания, презирай всех». Тревожно-мнительное обусловлено передачей ребенку своих страхов – «если это произойдет…» или «накажем». Под отвергающим типом отношений имеется в виду реакция на ребенка, как на проблему, досадную помеху в организации родителями личной жизни. [34, с.108]:

Н.В. Искодольский обобщил особенности детско-родительских конфликтов. Психологам хорошо известно, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его». [13, с.77].

Родители для ребенка – очень значимые люди, их мнение очень важно для ребенка в тот острый, кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, освоение новых образцов поведения. Очень важно в этот период не разрушать контакт с ребенком, поскольку тесная психологическая близость после этого может не восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми.

По Н.В. Искодольский существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт. Во-первых, это доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей – негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованны, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель. [13, с.79].

Второй тип неправильного родительского стиля – отвергающее отношение, которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат – разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.

Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать- ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение. [45, с.92].

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – либо позитивная, либо негативная.

В данном исследовании мы будем придерживаться определения, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков».

Страницы: 1 2 


Психологические особенности судебного следствия. Процессуальные нормы судебного следствия
На этапе судебного следствия для формирования у председательствующего судьи, профессиональных судей и присяжных заседателей правильного личного внутреннего убеждения по решаемым ими вопросам с учетом позиции сторон, представленных ими и исследованных в суде доказательств, способствует реализация следующих процессуальных норм: 1) судебное ...

Кинезы
Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов – элементарных инстинктивных движений. Типичным примером кинеза является ортокинез – поступательные движение с переменной скоростью. Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше ж ...

Личностно-ориентированный подход в психологии. Сущность личностного подхода в психологии
В системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности - правосознания. Нередко применяемая формулировка "человеческая личность" некорректна. Хотя слова "человек" и "личность& ...