Другая психология » Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников » Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников

Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников
Страница 1

Исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из результатов и выводов констатирующего этапа эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через коррекцию детско-родительских отношений. Согласно этой цели определяются задачи:

- формирование адекватной самооценки, способности к осознанию себя и своих возможностей;

- коррекция нежелательных личностных особенностей;

- формирование способности к произвольной регуляции своей деятельности;

- актуализировать и разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Результаты диагностического обследования определяют состав группы, т.е. коррекционная работа проводится с дошкольниками, имеющими проблемы в межличностном отношении.

Диагностика межличностных отношений дошкольников является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Использование диагностических методик может дать достаточно надёжные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий.

Методики должны использоваться в комплексе (не менее трёх-четырёх), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надёжной информации. Особенно важно сочетание объективных и субъективных методов. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях. Диагностику лучше проводить в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребёнка от решения предложенной задачи. Присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений. Все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребёнком и взрослым. Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Недопустимы оценки, порицания или поощрения. Результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребёнку и его родителям.

Положение детей в группе выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Остановимся на описании следующих методик [31. С. 129].

Два домика. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в чёрном – игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.

В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

- популярные («звёзды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

Страницы: 1 2 3 4


Этапы развития
Закон цикличности распространяется как на природу в целом, так и на человеческую жизнь. Процесс познания также цикличен. В начале обучения внимание сосредоточено на изучении технических приёмов и демонстрации способности контролировать противника. Если партнёр по тренировке благожелателен, то может возникнуть ложное чувство собственного ...

Основные принципы психоанализа
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом , он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь ...

Понятие шизофрении. Основные положения
Шизофренией или схизофренией (от греч. schizo – расщепление, phren – душа) обозначают группу сходных психических расстройств неясного происхождения (этиологии), в развитии которых, вероятно, имеются общие внутренне обусловленные (эндогенные) патогенетические механизмы в виде наследственной аномалии, не проявляющейся до определенного пери ...