Другая психология » Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников » Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников

Методы изучения детско-родительских и межличностных отношений дошкольников
Страница 1

Исследование осуществляется в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из результатов и выводов констатирующего этапа эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через коррекцию детско-родительских отношений. Согласно этой цели определяются задачи: www.transpodepth.ru

- формирование адекватной самооценки, способности к осознанию себя и своих возможностей;

- коррекция нежелательных личностных особенностей;

- формирование способности к произвольной регуляции своей деятельности;

- актуализировать и разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Результаты диагностического обследования определяют состав группы, т.е. коррекционная работа проводится с дошкольниками, имеющими проблемы в межличностном отношении.

Диагностика межличностных отношений дошкольников является достаточно сложной и тонкой областью практической психологии. Использование диагностических методик может дать достаточно надёжные и достоверные результаты только при соблюдении следующих условий.

Методики должны использоваться в комплексе (не менее трёх-четырёх), так как ни одна из них в отдельности не может дать достаточно полной и надёжной информации. Особенно важно сочетание объективных и субъективных методов. Использование проективных методик обязательно должно дополняться наблюдением за поведением детей в естественных условиях или в проблемных ситуациях. Диагностику лучше проводить в отдельном помещении, где ничто не отвлекает ребёнка от решения предложенной задачи. Присутствие посторонних может существенно повлиять на поведение и на ответы, исказив реальную картину отношений. Все диагностические процедуры должны представлять собой доверительные и доброжелательные отношения между ребёнком и взрослым. Диагностическое обследование проводится в естественной и привычной для дошкольников форме игры или беседы. Недопустимы оценки, порицания или поощрения. Результаты диагностического обследования должны оставаться только в сфере компетенции диагноста, не сообщаются ребёнку и его родителям.

Положение детей в группе выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (невзаимные) избирательные предпочтения. Ребёнок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Остановимся на описании следующих методик [31. С. 129].

Два домика. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, чёрного цвета. Взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в чёрном – игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.

В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

- популярные («звёзды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуемые упражнения для развития внимания и наблюдательности.
Выполняя эти упражнения между делом, можно значительно развить устойчивость и объем произвольного внимания. Данные упражнения составил эксперт по современным методикам обучения Олег Валерьевич Козловский. Упражнение 1 Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек. Перечислите детали (предметы), которые запомнились. Ключ: · запомнил ...

Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности ...

Проблема человека в психологии
Человек является объектом изучения естественных наук. В основных естественных науках, таких как физиология и биология, в которых изучаются его различные физические данные и параметры, он рассматривается как органическое существо. Социология рассматривает человека как единицу, которая входит в объект ее изучения — социум. А с какой позици ...