Другая психология » Психологическая безопасность образовательной среды » Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды

Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды
Страница 2

У человека существуют так называемые базовые группы потребностей, которые определяют его социальное поведение. Для нормального существования необходимо хотя бы частичное их удовлетворение. По мере их удовлетворения человек ориентируется на определенные виды деятельности.

А. Маслоу выделил пять основных групп базовых потребностей человека:

1) физиологические потребности, связанные с удовлетворением нужды в пище, одежде, других материальных ценностях, без которых невозможна нормальная жизнь;

2) потребности в безопасности, в защите от угроз всему тому, что ставит под удар жизнь и здоровье, экономическую обеспеченность, стабильность доходов, защищенность жилья, уверенность в своем будущем и будущем членов семьи, близких и т.п., которые становятся доминирующими в условиях социальной дезорганизации, радикальных общественных изменений, разрушающих привычные стереотипы поведения и сложившийся образ жизни;

3) потребности в зависимости, привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях;

4) потребности в самоуважении (уверенности в себе, компетентности, мастерства, достижений, независимости и свободы) и оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственная оценка);

5) потребности в реализации потенциала личности, в самоактуализации, "желании стать тем, кем ты можешь стать" [8].

Обычно эти группы потребностей определяют социальное поведение людей своим интегральным влиянием, внося больший или меньший вклад в мотивы человека в зависимости от условий его жизни и индивидуальных особенностей личности. В определенные периоды времени и в соответствующих условиях одна из базовых групп потребностей может становиться ведущей в большей мере, чем остальные, определяя поведение и деятельность человека. В связи с этим она может перестраивать всю мотивационную сферу личности. Например, потребность в пище начинает определять поведение человека как раз при ее отсутствии.

Известно, что в относительно стабильных социальных условиях потребность в безопасности достаточно благополучно устроенного человека в минимальной степени удовлетворена или субъективно воспринимается как удовлетворенная. В таких случаях в качестве активного фактора детерминации мотивационной сферы человека она практически не фиксируется и может проявляться, например, как предпочтение знакомых форм поведения и жизненных ситуаций с вполне определенными (достаточно четкими) перспективами перед теми, в которых много элементов неопределенности, стремления к более стабильным условиям существования и т.п. Но есть периоды и ситуации, в которых именно потребность в безопасности выходит на первое место и становится ведущей, начинает определять мотивацию социального поведения человека, перестраивая и изменяя ее, специфическим образом трансформируя другие базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Многие исследователи отмечают, что она становится активным и доминирующим мобилизатором ресурсов организма человека в таких чрезвычайных обстоятельствах, как социальная дезорганизация, катастрофические явления природы, преступные посягательства, стихийные бедствия и т.п. (Анцыферова Л.И. , Баева И.А., Сухов АН., Никифоров Г.С., Куликов Л.В., Подцьяков А.Н., Фромм Э. [217], Малеева С.Ю., Франкл В., Немчин Т.А и др.) [8].

Страницы: 1 2 3 4 5


Мотивация достижения. Понятие мотивации достижения
Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938). Очевидно, что Мюррей считал достижение некой генерализованной п ...

Психологические особенности несовершеннолетних преступников
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по св ...

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН).
Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Р ...