Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.Страница 1
Анализ результатов данного исследования, цель которого исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль) и конфликтного потенциала, и выявление временной динамики, проводился методами прикладной статистики.
Применялись следующие методы:
- метод ранговой корреляции Спирмена;
- коэффициент корреляции - произведение моментов Пирсона;
- критерий Q- Розенбаума;
- метод экспертных оценок.
С целью определения уровня или меры конфликтности личности нами был использован "коэффициент групповой адаптации", полученный по методике С. Розенцвейга. Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, если испытуемый имеет низкий процент КГА (ниже 30 %), это означает тенденцию личности к конфликтному взаимодействию, недостаточную адаптированность к своему социальному окружению, что в нашем исследовании коррелирует с данными по методике С. Розенцвейга. Высокий уровень коэффициента групповой адаптации (выше 60 %) соответствует низкой конфликтности испытуемого, т.е. хорошей адаптации в группе.
Результаты исследования представлены в таблицах. Всего нами выделены три группы испытуемых: абитуриенты, студенты и профессионалы с различным стажем работы.
Данные по коэффициенту групповой адаптации.
Таблица I.
абитуриенты |
студенты |
профессионалы | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
высокий КГА (неконфликтные) |
11 |
18 |
19 |
31 |
6 |
10 |
средний КГА |
47 |
76 |
39 |
65 |
39 |
68 |
низкий КГА (конфликтные) |
4 |
6 |
2 |
3 |
14 |
22 |
В соответствии с полученными данными (табл.1) можно констатировать, что в каждой группе количество испытуемых с низким коэффициентом групповой адаптации различно, и группе профессионалов оно наибольшее, что дает возможность сделать вывод о снижении адаптации к социальному окружению и возрастании конфликтности личности в данной группе. По нашему мнению, это может объясняться снижением мобильности, социальной пластичности личности, сформированностью определенных способов общения, которые не претерпевают изменении при изменении ситуации общения. Результаты выполнения диагностических заданий по измерению коммуникативного контроля представлены в таблице 2.
Данные по уровню коммуникативного контроля . Таблица 2.
абитуриенты |
студенты |
профессионалы | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
низкий КК |
8 |
13 |
4 |
7 |
19 |
33 |
средний КК |
32 |
52 |
23 |
38 |
36 |
62 |
высокий КК |
22 |
35 |
33 |
55 |
3 |
5 |
Карта конфликта
Для того чтобы конфликт разрешить, для начала его необходимо проанализировать, т.е.: - понять, что же происходит; - выяснить природу конфликта; - разрешить конфликт. X. Корнелиус и Ш. Фэйр предложили для этого использовать "карту конфликта» Карта помогает нам увидеть и проанализировать то, на что можно было бы просто не обратить вни ...
Нарушение половой идентичности
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдает ...
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ).
Обусловливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющ ...