Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Страница 2

Страх темноты

подразумевает безразличный страх перед любой опасностью, появляющейся из нечего, ниоткуда, из темноты неизведанного и необжитого пространства. Одновременно это и страх внезапного воздействия, способного быть апокалипсисом – потрясением, что оставляет глубокий след в эмоциональной памяти. Обычно страх темноты свидетельствует о беззащитности перед лицом воображаемой опасности в виде чудовищ и подобных оккультных сил. Максимальным выражением беззащитности, ее первоосновой и будет беззащитность рождающегося ребенка перед лицом внешнего, в данном случае угрожающего мира. Поэтому говорят – он беззащитен как ребенок, то есть, зависим, несамостоятелен, инфантилен, плывет по течению.

Во всех случаях страх темноты – безошибочный индикатор эмоциональной чувствительности и впечатлительности детей, развития у них воображения и фантазии. В интересующем нас вопросе влияние данного страха, можно представить, что темнота как раз и есть отражение внутриутробного существования ребенка, как антидот свету, дню, новой жизни. Тогда темнота означает предшествующий рождению мрак, где ребенок испытал при беременности и родах действие неожиданных и неприятных сил, способных лишить его жизни.

Страх одиночества -

символ беззащитности и зависимости, прежде всего от матери, вне которой ребенок не может чувствовать себя защищенным, в состоянии безопасности. При благоприятном протекании беременности и эмоциональном контакте матери с ребенком после рождения страх одиночества не выражен, но только в тех случаях, когда мать не обладает тревожно – мнительным чертами характера, не находиться в невротическом состоянии, а сам ребенок не испытал шоковых переживаний и аффективно воспринимаемой материнской депривации. Что касается антенатального и перинатального жизненного опыта, то любая задержка с родоразрешением означает отсутствие помощи для ребенка, который «должен» ОДИН справляться с возникающими трудностями или в качестве альтернативы - «уметь». Излишний оптимизм здесь неуместен, поскольку достаточно случаев осложнения в родах и их летальных исходов.

Страх замкнутого пространства -

выступает как реакция на стеснение, критическое ограничение жизненного пространства, угрожающее жизни человека. В максимальном значении это страх удушья (смерти). Близко к этому - страх потери сознания (отключения), то есть опять же проявление в данном страхе аффективно застроенного инстинкта самосохранения. Несомненна и аналогия с замкнутым пространством матки, сужающимся до критического предела при преждевременном отхождении вод, безрезультативности схваток и, главное, отсутствии достаточного раскрытия шейки матки. Здесь страх замкнутого пространства представляет безусловную рефлекторную, инстинктивную реакцию в ситуации первого травмирующего опыта у ребенка. В дальнейшем более характерен условно – рефлекторный механизм образования данного страха в обстоятельствах, напоминающий родовой опыт.

Отметим как «перинатальная триада страхов» (термин А. И. Захарова) воспроизводится ребенком перед сном. Страх темноты

проявляется настойчивыми просьбами оставить свет в комнате или коридоре. Иначе неизбежно возникает беспокойство и страх. Метафорически можно сказать, что это глубина потребность «видеть свет в конце туннеля». Страх одиночества

оборачивается потребностью в присутствии матери перед сном, какими бы предлогами это не обставлялось. При наличии выраженных страхов темноты и одиночества дети предпочитают спать вместе с матерью. Что касается страха замкнутого пространства,

то это стандартная картина открытой или полуоткрытой всю ночь двери в детскую спальню (подобно открытой для прохождения плода шейки матки, в чем и были препятствия в собственном опыте). В противном случае, даже если ребенок и заснет, ему всю ночь будут снится кошмарные сны и не исключены «ночные побеги» к родителям. Таким образом, страхи темноты, одиночества и замкнутого пространства могут быть отраженными в эмоциональной памяти травмирующего перинатального опыта в ассоциативно воспринимаемых жизненных обстоятельствах. Более того, эти страхи и порожденные ими конкретные действия могут выступать в качестве защитного ритуала, направленного ритуала, направленного на реагирование смертельной опасности при родах.

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности проведения деловых переговоров и бесед. Деловые переговоры, беседы. Методы и техника ведения деловой беседы
Деловое общение обусловлено социальными процессами, но, прежде всего взаимодействием свободных и творчески активных индивидуальных деятелей. Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отношениями прямого подчинения, направленной на решение стоящих перед ними проблем. Задача переговоров состо ...

Психологические основы детской депрессии. Общая характеристика, признаки и причины детской депрессии
Для многих педагогов и родителей актуальной темой становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод или смерть родителей. К сожалению, квалифицированной и исчерпывающей литературы по этой теме ...

Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну ...