Периодизация возрастов

В мировой психологии уже не одно десятилетие ведется поиск единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы. Представление о стадиальности психического развития человека существовало параллельно с идеей непрерывного, постоянного совершенствования и накопления достижений личности человека.

Одной из общепризнанных периодизаций является классификация Э. Эриксона Он выделил .следующие возрастные этапы психического развития: от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3 лет (раннее детство), от 3 до 6 лет (возраст игры), от 6 до 12 лет (школьный возраст), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

Была выработана и интегральная периодизация психического развития. Она представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение. Выделяют стадии становления самобытийности и становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новые общности) и кризисы развития (освоения новой общности).

Первая ступень — оживление (от рождения до 12 месяцев). Общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность. Вторая ступень — одушевление (11 месяцев — 6,5 лет). Общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную «самость», осознает себя субъектом собственных желаний и умений. Третья ступень — персонализация (5,5—18 лет). Партнером растущего человека становится «общественный» взрослый (учитель, мастер, наставник и др.). Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, устанавливает границы «самотождественности» внутри собственного бытия с другими людьми. Четвертая ступень — индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится человечество (в пределе), с которым он вступает в деятельносные отношения. Эти отношения опосредуются системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития во многом субъективна — это индивидуализация общественных ценностей по «мерке» личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную «самость». Пятая ступень — универсализация (39 лет и старше). Происходит выход за пределы любой границы развития индивидуальности. Одновременно осуществляется вход в пространство общечеловеческих и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей.


Строение и функции нервной системы
Нервная система — совокупность образований (нервы, ганглии, органы чувств, мозг) у животных и человека, которая осуществляет восприятие действующих на Организм раздражителей, анализирует их и обеспечивает координированную ответную реакцию. Она регулирует работу всех органов, обеспечивает взаимосвязь различных систем органов, приспосаблив ...

Холотропное дыхание
Холотропное дыхание было разработано в 70-е годы С.Грофом, американским психологом, родившимся в Чехословакии, с его женой Кристиной, в качестве легальной замены психоделической терапии. С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-х годов он применя ...

Внешнее и внутреннее внимание
В зависимости от локализации объекта внимания различают внимание внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Перемещение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие процессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, тр ...