Другая психология » Креативность и мотив достижения в структуре личности » Мотивация достижения. Понятие мотивации достижения

Мотивация достижения. Понятие мотивации достижения

Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938). Очевидно, что Мюррей считал достижение некой генерализованной потребностью. Он полагал, что привлекательность достижения не в обретении желаемого, а в развитии и применении навыков. Иными словами, мотивацией к достижению служит сам процесс.

Дэвид Мак-Клелланд более четырех десятилетий изучал мотивацию достижения. Итог его работы подведен в книге «Человеческая мотивация» (Human Motivation, McClelland, 1985).

Мак-Клелланд и другие ученые утверждают: мотив достижения – это производная от базового побуждения «делать что-то лучше», причем не для одобрения или награды, а «ради самого процесса» (McClelland, 1985, p. 228). Мак-Клелланд отмечает, что на развитие этого естественного побуждения влияют внешние условия. Например, важную роль играют родители, которые могут создать благоприятные условия для становления мотивации достижения.

По мнению Роберта Уайта (Robert White, 1959), тенденция к исследовательскому поведению обусловлена более общим мотивом, который он назвал мотивацией эффективности (effectance motivation). Как считает Уайт, он направлен на понимание сущности окружающего мира и миропорядка. Ощущение эффективности возникает, когда человек осознает свою способность влиять на мир вокруг. Подобные чувства могут выполнять роль награды. Маленький ребенок, к примеру, обнаружив, что при каждом движении ноги подвешенная сверху игрушка начинает раскачиваться, ощущает такую эффективность. Он может улыбнуться, засмеяться или как-то иначе выразить свое состояние. Главное, у него появиться ощущение овладения навыками.


Общие результаты по методикам
В целом общие результаты совпадают между собой. По методикам видны следующие результаты. По первой методике (по общим показателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью – 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии – 3 человека. По второй метод ...

Практическое исследование
Для определения уровня внушаемости я использовал три методики: самооценка эмпатических способностей, оценка суггестивности и дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду). Самооценка эмпатических способностей (по В. В. Бойко). Самооценку человека весьма целостно представляет методика определения способности к эмпатии. Результаты её примен ...

Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций. Что можно ска ...