Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Психологическая традиция изучения конфликтов.

Психологическая традиция изучения конфликтов.
Страница 5

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.

Наиболее явное выражение эта функция конфликта, принимающего форму кризиса, нашла в концепции Эриксона. Наряду с ней существует и множество других, более частных приложений общего тезиса о позитивной роли противоречий в развитии индивида.

Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная

функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф.Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, "нужность" внутренних конфликтов для жизни: "Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями" (Василюк, 1995, с. 94).

На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например "коммуникативно-информационную" и "связующую"

(в терминологии Козера). Социологи чикагской школы говорили: "Конфликт - это возможность разговора начистоту".

Функция разрядки напряжения, "оздоровления" отношений,

которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А.С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. Макаренко рекомендует разрешать конфликт методом "взрыва". "Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества, или уйти из него" (Макаренко, 1958, с. 508). Этот последний предел может выражаться в различных формах, но во всех случаях его главной задачей является ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и понятия. Макаренко проявлял большой интерес к явлению "взрыва", хотя и оговаривал при этом, что "взрывной маневр -вещь очень болезненная и педагогически трудная" (там же, с. 510).

Общая практическая позиция может быть выражена словами Р. Мэя: " .Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные" (Мэй, 1994, с.30).

Для полноты освещения проблемы конфликтных проявлений личности необходимо рассмотреть вопрос конфликтов в профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Межнациональные различия невербального общения
Традиции общения различны у людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы и американцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока и скандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мимику говорящего, считая их “телепатической передачей информации”. Однако глаза и лицо партнера они держ ...

Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края. В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей) ...

Лечение абстинентного синдрома (похмелья).
Ставит целью снять в первую очередь физические страдания человека (сердцебиение, головную боль, повышенное давление, тошноту, бессонницу, тревогу и тяжесть на душе, дрожание рук, непреодолимую тягу опохмелиться ещё и ещё) находящегося в запое и предупредить развитие грозных осложнений (инфаркт инсульт, язвенное кровотечение, эпилепсия, б ...