Конфликт и личность.
Страница 2

Нужно отметить, что несмотря на различные результаты конфликтов, любой из них для участников конфликтного взаимодействия сопряжен с внутренним напряжением, дискомфортом, что в свою очередь блокирует личностный рост.

Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает, считает Сулимова Т.С., сама личность - ее потребности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт проблем и поведения в конфликте. Необходимо отметить, что мораль является значительным фактором, который позволяет предупредить развитие конфликта, переход его в экстремальные эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностного конфликта.

Таким образом, анализ литературы показывает, что в психологии рассматриваются разносторонние подходы к исследованию сущности * конфликта, представлены различные типологии и классификации.

Причинами конфликтов принято считать объективные и субъективные факторы. В зарубежной психологии субъективным факторам конфликтов, т.е. личностным особенностям оппонентов, ведущим к нарушению взаимоотношений, уделяется большее внимание, чем в отечественной психологии. А ведь именно личностной несовместимостью, _ предрасположенностью к конфликтному взаимодействию

обуславливаются большинство межличностных конфликтов. Проблема эффективного, по возможности бесконфликтного общения требует дальнейших исследований истоков конфликтного поведения, заложенных в индивидуальных особенностях личности, что даст возможность успешной психопрофилактической работы по предупреждению развития конфликтного поведения.

Конфликтный тип личности.

Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены в соответствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д. Само понятие "конфликтности личности" означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов (Сулимова Т.С., 1996).

В психологии существуют концепции, суть которых состоит в признании биологической природной детерминации конфликтного поведения: человеческая природа агрессивна, конфликтна и изменить ее просто невозможно и поэтому конфликты неизбежны. Так, по утверждению Г. Зиммеля (1923), конфликт представляет не просто столкновения интересов, но нечто большее - нечто такое, что возникает на основе инстинктов враждебности. Подобные конфликты могут либо обострятся благодаря столкновениям интересов, либо смягчаться - как благодаря установлению гармонии отношений, так и благодаря инстинкту любви. Однако, в конечном итоге, считает Зиммель, одним из конечных источников конфликта является, по его мнению, биологическая природа людей - "актеров".

Как утверждают психологи, "борьба за лидерство" также может быть основой для зарождения конфликтов. И.А. Ильяева утверждает, что "серость никогда не примирится с гениальностью, будет стремиться к общению с ней, но постоянно вступать в скрытый или явный конфликт (Моцарт и Сальери). Но и две гениальности могут находиться в состоянии конфликтного общения, пытаясь утвердить свою неповторимость (Рафаэль, Микельанжело). Лишь дружеское общение, основанное на глубоком проникновении в духовный мир друг друга, бесконфликтно" (Ильяева И.А. Культура общения: опыт филосовско-методологического анализа. Воронеж: 1989 - 169 с., С. 77).

О конфликтности личности можно судить по характеристикам фрустрационных реакций. З^руетравдм - это особое психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению поставленной пели. Важной характеристикой поведения в таких ситуациях является фрустрационная толерантность, то есть способность противостоять различным жизненным трудностям, способность переживать неудачи.

В состоянии фрустрации существует 3 основных типа реакции.

• экстрапунитивные (внешние причины) наиболее конфликтные,

• интропунитивные (на себя),

• импунитивные (ситуация рассматривается как малозначимая).

Черты, характерные для конфликтной личности можно найти в описаниях типов темперамента (Г. Айзенк, В.М. Русалов и др.). Анализ экспериментальных психологических исследований личности позволяет говорить о наличии множества разноуровневых характеристик конфликтной личности. Структурирование данного множества, выявление приоритетных характеристик и качеств позволит дать не только психологическое описание характеристик конфликтной личности, но и целенаправленно использовать метод наблюдения. Структуризация данного множества возможна с помощью метода экспертных оценок (Рабочая книга по прогнозированию под ред. Н.В. Бестужева-Лады. -М.,1982).

Страницы: 1 2 3 4


Мотивация достижения. Понятие мотивации достижения
Генри Мюррей, один из основоположников направления исследований мотивации достижения, определял потребность в достижении как желание или тенденцию «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее» (Murray, 1938). Очевидно, что Мюррей считал достижение некой генерализованной п ...

Абрахамом Маслоу: Гуманистическое направление
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как ед ...

О развитии психологической науки (довундтовский период)
Становление психологического знания имеет длительную историю. Возникновение его элементов следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В формировании научной психологической идеи (для европейской психологии) наиболее яркую роль сыгра ...