Конфликт и личность.
Страница 3

Нсследованнд психологии темперамента, проведенные в последние годы позволили разработать иную типологию темперамента. По данным Русалова В.М. структура темперамента обусловлена соотношением деятельностной и коммуникативной сфер. На этой основе выделяются следующие характеристики: Предметная эргичность, социальная эргичность, предметная пластичность, социальная пластичность, скорость или темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность.

Люди с определенными характеристиками темперамента субъективно воспринимаются окружающими как лица с "тяжелым характером". Это низкая социальная эргичность, низкая социальная пластичность, высокими значениями предметной и социальной чувствительности. Данные характеристики темперамента как внутренние условия оказывают сильное влияние на восприятие различных противоречий и сложностей межличностных отношений.

Лица с данными характеристиками темперамента (по Г. Айзенку и В.М. Русалову) очевидно предрасположены к конфликтам.

Конфликтные личности в большинстве своем акцентуированы. (Б.П. Ганнушкин, С.Е. Епифанцев, Н.И. Конюхов).

Для конфликтных личностей свойственно экстрапунитивное реагирование, кроме того они склонны играть конфликтные социальные роли.

К высококонфликтным относятся роли:

организатора (обеспечивает совместную деятельность, координирует ее, создает необходимую мотивацию);

генератора идей (обеспечивает изменения в познавательной сфере, склонен к инновациям и переменам, выдвигает новые идеи)

учителя (обеспечивает стабильность, формирует единый стиль деятельности - "школу", влияет на ценностные ориентации);

мастера (высококвалифицированный специалист, берущий на себя ответственность в решении сложных профессиональных задач)

Несмотря на то, что эти роли являются ценными для коллектива, люди их усвоившие, склонны к конфликтам между собой из-за несовместимой направленности данных ролей.

Согласно целям нашего исследования необходимо выделить ряд психологических характеристик личности, влияющих на склонность к конфликтному поведению, т.е. конфликтный потенциал личности - локус контроля, коммуникативный контроль, экстраверсия. Локус контроля

Появление этого понятия в психологической литературе связано с ? работами американского специалиста в области психодиагностики Дж.

Роттера (1982). Роттер вывел идею локуса контроля из своей концепции социального научения, в которой контроль определяется как стабильная склонность личности определенным образом оценивать причинность жизненных событий.

Центральное место в концепции Роттера отводится формированию в

процессе социализации (социального научения) системы обобщенных

ожиданий того, что определенное поведение приведет к вознагражденшо

и это вознаграждение имеет психологическую ценность в конкретной

ситуации. В соответствии с особенностями ожиданий человек может формировать два типа стратегий взаимодействия с окружением, два типа

локализации, или локуса контроля: иитернальный и экстерналъный. В первом случае, планируя свою деятельность, принимая определенные решения, человек оценивает, насколько достижение поставленных им целей зависит от него лично, от его усилий и умений и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае, человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, другие люди, то есть от неконтролируемых им сил. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Необходимо отметить, что теория локуса контроля позволила сформулировать положение о локусе контроля как о характеристике независимой от конкретных событий и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться человеку. Коммуникативный контроль

Этот социально-психологический термин определяет поведение

личности в ситуации социального взаимодействия. Высокий коммуникативный контроль, по Шнайдеру, означает, что человек постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.

Средний коммуникативный контроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих его людей.

Низкий коммуникативный контроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Экстраверсия - интроверсия

Термин связан с работами американских психологов Г.Айзенка (1952) и К. Юнга (1921). Согласно Айзенку и Юнгу выделяются две основных направленности или жизненные установки личности: экстраверсия и интроверсия Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго - ориентации являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Страницы: 1 2 3 4


Способности
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга ...

Физиология памяти
Морфофункциональным субстратом памяти равно как эмоций и мотивационных состояний, являются прежде всего структуры лимбической системы. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Одна из ...

Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной ж ...