Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.

Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.

Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности, проявляющегося как реакции на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводящего к конфликтным взаимодействиям как одному из типов противоречий, выделяемых в современной психологической литературе (Гришина Н.В., 1977, Петровская Л.А., 1998).

Психологический аспект конфликтного потенциала личности, в разных возрастных группах не получил должного освещения в психологии. Для исследования были взяты следующие личностные характеристики: локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль. На наш взгляд, эти характеристики могут быть взаимосвязаны с тенденцией к конфликтному взаимодействию.

В процессе деятельности немаловажное значение имеет адаптация субъекта к группе, которая наряду с профессионально важными качествами определяет успешность личности.

Предмет исследования

- конфликтный потенциал личности и его временная динамика в профессиональной деятельности.

Цель

- исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль), конфликтного потенциала и его временной динамики в профессиональной деятельности.

Гипотезы:

1. Из структурных компонентов психологической характеристики личности наибольшее количество связей с конфликтным потенциалом имеют такие личностные составляющие как локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль.

2. Конфликтный потенциал, проявляясь в межличностных взаимодействиях, характеризуется временной динамикой на различных этапах профессиональной деятельности.

3. Временная динамика конфликтного потенциала личности может быть обусловлена такими факторами как возраст, профессиональный стаж, а также уровень индивидуальной адаптации личности к социальному окружению.

В эксперименте приняло участие 190 человек:

Абитуриенты и студенты Московского Инженерно - Физического Института (Технического Университета), Московского педагогического Государственного Университета, учителя московских школ работники социальной сферы и служащие НТР.

Каждому испытуемому предлагалось выполнить задания всех экспериментальных методик, описание которых приводится ниже. Исследование проводилось в группах и индивидуально.

Результаты фиксировались на индивидуальном бланке ответов и были положены в основу статистической обработки, подтвердившей ранее предложенные гипотезы и выдвинувшие новые данные исследования.

Итак, для подтверждения гипотез исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1) Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

2) Методика определения локуса контроля поведения.

3) Анкетная методика типологии личности по Юнгу.

4) Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера.

5) Сбор анкетных данных.

6) Наблюдение, беседа.

7) Метод экспертных оценок.

2.2. М emo дики и пр оце дур а иссле до 6 ания конфликтно г о

потенциала личности.


Психические особенности общения в младшем школьном возрасте. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возмо ...

Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие учени ...

О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
Общение и формирование личности. Вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, поправится и т.д. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а ...