Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.

Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.

Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности, проявляющегося как реакции на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводящего к конфликтным взаимодействиям как одному из типов противоречий, выделяемых в современной психологической литературе (Гришина Н.В., 1977, Петровская Л.А., 1998).

Психологический аспект конфликтного потенциала личности, в разных возрастных группах не получил должного освещения в психологии. Для исследования были взяты следующие личностные характеристики: локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль. На наш взгляд, эти характеристики могут быть взаимосвязаны с тенденцией к конфликтному взаимодействию.

В процессе деятельности немаловажное значение имеет адаптация субъекта к группе, которая наряду с профессионально важными качествами определяет успешность личности.

Предмет исследования

- конфликтный потенциал личности и его временная динамика в профессиональной деятельности.

Цель

- исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль), конфликтного потенциала и его временной динамики в профессиональной деятельности.

Гипотезы:

1. Из структурных компонентов психологической характеристики личности наибольшее количество связей с конфликтным потенциалом имеют такие личностные составляющие как локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль.

2. Конфликтный потенциал, проявляясь в межличностных взаимодействиях, характеризуется временной динамикой на различных этапах профессиональной деятельности.

3. Временная динамика конфликтного потенциала личности может быть обусловлена такими факторами как возраст, профессиональный стаж, а также уровень индивидуальной адаптации личности к социальному окружению.

В эксперименте приняло участие 190 человек:

Абитуриенты и студенты Московского Инженерно - Физического Института (Технического Университета), Московского педагогического Государственного Университета, учителя московских школ работники социальной сферы и служащие НТР.

Каждому испытуемому предлагалось выполнить задания всех экспериментальных методик, описание которых приводится ниже. Исследование проводилось в группах и индивидуально.

Результаты фиксировались на индивидуальном бланке ответов и были положены в основу статистической обработки, подтвердившей ранее предложенные гипотезы и выдвинувшие новые данные исследования.

Итак, для подтверждения гипотез исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1) Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

2) Методика определения локуса контроля поведения.

3) Анкетная методика типологии личности по Юнгу.

4) Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера.

5) Сбор анкетных данных.

6) Наблюдение, беседа.

7) Метод экспертных оценок.

2.2. М emo дики и пр оце дур а иссле до 6 ания конфликтно г о

потенциала личности.


Порядок обработки полученных результатов
Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов заполнен целиком. Далее суммируем баллы ответов в соответствии с ключом. Таким образом, получаем первичные тестовые результаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, есл ...

Школа памяти
Первые экспериментальные методы изучения мнемических про­цессов были предложены Германом Эббингаузом. В 1885 году он опубликовал фундаментальный труд, озаглавленный “Uber das Gedächtnis”, в котором он описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбереже­ния, равно как и основные результаты, полученн ...

Психометрическая проверка пунктов первоначальной формы опросника.
С помощью первоначальной формы опросника (см. Приложение Табл. 2) протестировали выборку испытуемых - призывников на областном сборном пункте в количестве 70 человек. Тест проводился в специальном кабинете. Тестируемым объяснили инструкцию, и по истечении 30 минут бланки были собраны. Обработка всех 54 пунктов опросника с помощью коэффиц ...