Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.

Методы и организация эмпирического исследования. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию.

Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности, проявляющегося как реакции на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводящего к конфликтным взаимодействиям как одному из типов противоречий, выделяемых в современной психологической литературе (Гришина Н.В., 1977, Петровская Л.А., 1998).

Психологический аспект конфликтного потенциала личности, в разных возрастных группах не получил должного освещения в психологии. Для исследования были взяты следующие личностные характеристики: локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль. На наш взгляд, эти характеристики могут быть взаимосвязаны с тенденцией к конфликтному взаимодействию.

В процессе деятельности немаловажное значение имеет адаптация субъекта к группе, которая наряду с профессионально важными качествами определяет успешность личности.

Предмет исследования

- конфликтный потенциал личности и его временная динамика в профессиональной деятельности.

Цель

- исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль), конфликтного потенциала и его временной динамики в профессиональной деятельности.

Гипотезы:

1. Из структурных компонентов психологической характеристики личности наибольшее количество связей с конфликтным потенциалом имеют такие личностные составляющие как локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль.

2. Конфликтный потенциал, проявляясь в межличностных взаимодействиях, характеризуется временной динамикой на различных этапах профессиональной деятельности.

3. Временная динамика конфликтного потенциала личности может быть обусловлена такими факторами как возраст, профессиональный стаж, а также уровень индивидуальной адаптации личности к социальному окружению.

В эксперименте приняло участие 190 человек:

Абитуриенты и студенты Московского Инженерно - Физического Института (Технического Университета), Московского педагогического Государственного Университета, учителя московских школ работники социальной сферы и служащие НТР.

Каждому испытуемому предлагалось выполнить задания всех экспериментальных методик, описание которых приводится ниже. Исследование проводилось в группах и индивидуально.

Результаты фиксировались на индивидуальном бланке ответов и были положены в основу статистической обработки, подтвердившей ранее предложенные гипотезы и выдвинувшие новые данные исследования.

Итак, для подтверждения гипотез исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1) Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

2) Методика определения локуса контроля поведения.

3) Анкетная методика типологии личности по Юнгу.

4) Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера.

5) Сбор анкетных данных.

6) Наблюдение, беседа.

7) Метод экспертных оценок.

2.2. М emo дики и пр оце дур а иссле до 6 ания конфликтно г о

потенциала личности.


Конфликты и межличностные отношения
Конфликт — это про­тиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев), Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях. В социалисти ...

Анализ исследования. Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенствование личности. Для познания необходимо изучить законы движения собственного тела и научиться примен ...

Метод социальной технологии прогресса (метод Г.А.Шичко)
Алкоголь, попадая в организм, разрушает белок, из которого состоит тело человека. Мертвые белки являются смертельным мусором для нашего организма. Этот мусор можно сравнить только с радиоактивным мусором. Чем скорее этот мусор будет удален из нашего организма, тем ему (организму) безопаснее. До 30-35 лет уборка из организма разрушенных б ...