Теория инстинктов

Сила Оно выражает истинное значение жизни индивидуального организма, которое состоит в удовлетворении его природных потребностей. Никаких соображений относительно сохранения своей жизни или защиты от опасности посредством беспокойства Оно приписать нельзя. Это задача Я, в обязанности которого входит также поиск самого благоприятного и самого безопасного способа получения удовлетворения, принимая во внимание внешний мир. Сверх-Я может выдвинуть на передний план новые потребности, но его основной функцией остается ограничение удовлетворений.

Силы, которые как мы предполагаем, существуют за напряженностями, вызванными потребностями Оно, называются инстинктами. Они и являются первичной причиной всей деятельности, их сущность консервативна; достигнутое организмом состояние, каким бы оно не было, порождает тенденцию к восстановлению этого же состояния, как только оно нарушается. Инстинкты могут менять свою цель, а также могут заменять друг друга- когда энергия от одного инстинкта переходит к другому. Принимается существование лишь двух инстинктов, Эроса и инстинкта разрушения. ( В рамки Эроса входит контраст между инстинктами самосохранения и сохранения вида, а также контраст между любовью к Я и любовью к объекту). Целью первого из этих основных инстинктов является создание всех больших соединений и их сохранение – короче говоря, объединение; целью второго. Напротив, является разрыв связей, а значит разрушение. Можно предположить, что конечной целью инстинкта разрушения является приведение всего живого в неорганическое состояние. Поэтому мы также называем его инстинктом смерти.

В отношении биологических функций эти два инстинкта либо действуют друг против друга, либо объединяются. Так, акт принятия пищи является разрушением объекта с конечной целью присоединения его, а половой акт является действием агрессивным с целью в высшей степени близкого объединения. Такое одновременное и взаимно противоположно направленное действие двух основных инстинктов порождает все разнообразие явлений жизни. Из сферы живой материи сходство между двумя нашими основными инстинктами простирается к паре противодействующих сил – притяжению и отталкиванию – которые господствуют в неорганическом мире.

Изменения в пропорциях слияния инстинктов имеют самые ощутимые результаты. Избыток сексуальной агрессивности может превратить любовника в сексуального маньяка, в то время как резкое уменьшение фактора агрессивности сделает его застенчивым или импотентом.

Не может быть и речи об ограничении того или иного основного инстинкта одной из областей психики. Они неизбежно должны присутствовать везде. Мы можем представить первоначальное состояний, как такое, в котором общая имеющаяся в распоряжении энергия Эроса, о которой далее мы будем говорить как о «либидо», находится во все еще неразделенном Я- Оно и служит для нейтрализации одновременно присутствующих разрушительных тенденций.

Трудно что либо сказать в отношении поведения либидо в Оно и Сверх-Я. Все, что мы знаем об этом, относится к Я, в котором поначалу скапливается вся доступная часть либидо. Это состояние называется абсолютным, первоначальным нарциссизмом. Оно длится до тех пор, пока Я не начинает катектировать либидо на понятия объектов, трансформировать либидо нарцисическое в либидо объектов, в течение всей жизни. Когда человек влюбляется полностью, основная часть либидо переносится на объект, и этот объект до некоторой степени замещает Я. Важной характеристикой либидо является его подвижность, легкость, с которой оно переходит от одного объекта к другому. Это должно контрастировать с фиксацией либидо на конкретных объектах, которая часто сохраняется на протяжении всей жизни.