Общественное мнение

Общественное мнение — единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, пере­даваемую «из уст в уста» (слухи). Общественное мнение, отражающее господствующую идеологию, социально-экономический уклад общества, государства, вырастает на данных массовой информации: прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митингов и т.д.

Общественное мнение порой имеет широкие масштабы; страну, континент, весь мир. О таких проблемах международной жизни, как война и мир, экономические вопросы, складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей. По общественное мнение может охватывать и небольшой круг людей — коллектив предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей.

Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, создается общественное мнение о том или ином ученике. Если в нем правильно отражены факты о делах и поведении, это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в котором он учится. Если же мнение основывается на ложной информации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения порой круто меняются привязанности ученика, сфера его общения. .

Коллективное переживание. Тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей. Вспомним день первого полета человека в космос. Радовались не только граждане Советского Союза, но и все прогрессивное человечество.

Праздники вызывают у людей приподнятое настроение. Стихийные бедствия — печаль многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут быть положительными и отрицательными по содержанию. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, нарушает ритм жизни и работы, ломает - устоявшиеся отношения.

А.С. Макаренко считал, что для здорового, дееспособного коллектива характерно чувство бодрости, задора, делового энтузиазма, но, как показывает практика воспитательной работы, эмоциональный подъем сменяется периодами спада, а порой и периодами минорного настроения. Горе одного члена коллектива отзывается в сердцах других. Потеря товарища ложится тяжким грузом на весь коллектив.

Каково значение коллективных переживаний в жизни группы, коллектива? Как они влияют на общение и межличностные отношения? Эмоциональный настрой коллектива создает определенную атмосферу для решения коллективных задач. Там, где господствует жизнерадостный тон, где открыто и без ограничений выявляются чувства солидарности и участия, коллективизма и товарищества, легче выполняется трудная работа, менее утомительными становятся дела. И напротив, уныние, и грусть, чувство одиночества, изолированности деморализуют личность и коллектив. На фоне коллективного переживания оформляются и существуют межличностные отношения. В коллективе с преобладанием положительного эмоционального настроя, как правило, не возникает эмоциональных конфликтов. Общение и межличностные отношения как бы входят в русло существующего эмоционального климата группы, коллектива. Равно и отрицательная атмосфера в коллективе порождает условия для натянутых межличностных отношений.


Чувства и эмоции
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудов ...

Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек
Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственнос ...

Занятие №5. «В гостях у муравьёв»
Цель: развитие объёма, концентрации и распределения внимания, произвольного внимания. Задачи: 1. Развивать объём, концентрацию, распределение внимания, наблюдательность. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость. 5. В ...