Межличностные взаимоотношения в группах и коллективахСтраница 1
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.
Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание — вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение — взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Взаимоотношение—отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же тон). У Петра Ивановича могут быть добрые, хорошие отношения к Николаю Константиновичу, а у последнего к Петру Ивановичу — противоположные.
Между общением, с одной стороны, и отношением — взаимоотношением — с другой, существует определенная соотнесенность. Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение — стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, не показанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего. Вспомним гоголевских Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. У них были добрые теплые взаимоотношения, которые выражались в разнообразных, соответствующих им формах общения. Но вот взаимоотношения нарушились, стали враждебными — изменилось и общение.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Например, открывается школа интернат. Штатным расписанием предусмотрены директор, завуч, учителя, воспитатели, завхоз я т.д. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.
Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости. 1. Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности выполняют одинаковые функции. Примером могут служить студенты в учебной группе, два монтажника в бригаде строителей и др. 2. Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные - деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкция», уставах, приказах, Это связано с тем, что относятся друг к другу люди, наделенные индивидуальными качествами.
Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных взаимоотношений установить нельзя. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений, является постижение друг друга. Именно в ходе познания устанавливаются взаимоотношения, а по мере их укрепления члены группы узнают друг друга. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.
1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.
Ощущения
Ощущение — это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знан ...
Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного п ...
Самовнушение по методу Куэ.
В момент засыпания, когда Вы почти погружаетесь в сон (постарайтесь не пропустить именно эту фазу), нужно успеть проговорить про себя формулу самовнушения, как можно больше раз, прежде чем Вы заснете. Эта формула должна состоять из четырех-пяти слов и должна быть конкретной. Содержание формулы самовнушения определите исходя из Вашего нам ...