Эдипов комплексСтраница 3
Несомненно, воздействие угрозы кастрации на дающую ростки сексуальную жизнь мальчика не всегда имеет такие страшные последствия. Это опять-таки зависит от количественных отношений между тем, как много было нанесено, ущерба и чего удалась избежать.
Воздействие комплекса кастрации на маленьких девочек более однородно и менее глубоко. Девочка, конечно же, не боится потерять пенис; однако, она должна реагировать на то, что она его не получила. С самого начала девочка завидует тому, что мальчики его имеют. Она начинает предпринимать попытки сделать то же самое, что и мальчик, и позднее предпринимает усилия, направленные на компенсацию своего дефекта- усилия, которые в конце концов могут привести к нормальной женской позиции. Если во время фаллической фазы она, как и мальчик, пытается получить удовольствие при помощи стимуляции руками своих гениталий, то часто случается, что ей не удается добиться достаточного удовлетворения, и она переносит суждение о неполноценности своего чахлого пениса на всю себя. Как правило, она быстро прекращает мастурбировать, так как не желает никаких напоминаний о превосходстве своего брата или товарища по детским играм и полностью отворачивается от сексуальности.
Если девочка упорствует в своем первом желании - вырасти мальчиком, то в экстремальных случаях она превращается в явного гомосексуалиста. В других же случаях она будет проявлять выраженные мужские черты в ходе своей последующей жизни.
Интересно, что отношение между эдиповым комплексом и комплексом кастрации принимает такую различную форму- фактически противоположную- в случае мужчин и в случае женщин. У мужчин угроза кастрации приводит к завершению эдипова комплекса. У женщин, напротив, именно отсутствие пениса вызывает эдипов комплекс.
Иерархическая модель мотивации приближения и избегания.
Два рассмотренных выше подхода к мотивации достижения отражают существующие сейчас пути осмысления вообще проблемы мотивации. Недавно ученые предложили концепцию, объединившую два этих подхода. В результате стремление к достижению разделили на три ориентации (Elliot & Harackiewicz, 1996). 1. Цель овладения навыками – сосредоточение н ...
Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и
иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Ученые считают, что источники современных теорий мотиваций стоит искать в Древней Греции и Древнем Риме. Именно здесь великие мыслители древности заложили начало научному изучению причин активности людей и животных, их детерминации (первые теории мотивации появились в работах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа). ...
Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в
работах античных философов
Великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональн ...
