Другая психология » Психологические направления » Объект психологической науки

Объект психологической науки

Объектом изучения психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретной исторической личности в частности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания, обучения, прогнозирования поведения и деятельности людей.

В научном лексиконе термин «психология» (от гр.psyche— «душа» и logos — «слово, учение») впервые появился в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных или психических явлений, т.е. явлений, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера интересов психологии существенно расширилась, включив в себя неосознаваемые психологические процессы бессознательное и деятельность человека.

В XX в. психологические исследования шагнули далеко вперед, в связи с этим название психология отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкоспециализированный смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако по традиции, сложившейся веками, эту науку называют «психология». СХ1Хв. она становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Итак, предметом изучения психологии, прежде всего, является психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью одних, таких как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называю познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности. В их число также включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства, эмоции, склонности, способности, знания и сознание.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы вряд ли могут быть осмыслены до конца.


Физиология памяти
Морфофункциональным субстратом памяти равно как эмоций и мотивационных состояний, являются прежде всего структуры лимбической системы. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Одна из ...

Методология психологии
Задачи социальной психологии: 1) исследование проблем социальной психологии, которые взаимодействуют с другими науками; 2) необходимость пересмотра социально-психологических проблем в связи с произошедшими социальными изменениями в нашей стране; 3) исследование этнических, экономических, классовых, политических, идеологических явлений; 4 ...

Констатирующий этап эксперимента
Исследования проводились в МДОУ ЦРР детском саду №311. Это единственное в г. Новосибирске ДОУ для детей с нарушением слуха. Детский сад работает по программе «Воспитание и обучение глухих дошкольников» для спец. дошкольного учреждения, утвержденная министерством образования. Функционирует: одна ясельная группа преддошкольного возраста и ...