Эдипов комплекс
Страница 2

Это предисловие уместно, так как оно увеличивает осознание интенсивности эдипова комплекса. Когда мальчик (начиная с двух или трех лет) вступает в фаллическую фазу развития либидо, он чувствует приятные в своем половом органе и обучается добиваться их по собственному желанию при помощи возбуждения руками; он становится любовником своей матери. Он хочет обладать ею физически, согласно своим представлениям, исходя из личных наблюдений и интуиции в отношении половой жизни. Он пытается соблазнить мать, показывая ей свой половой орган, обладанием которого гордится. Одним словом, его рано пробудившаяся мужественность хочет занять место отца по от ношению к матери; во всяком случае до сих пор отец был для мальчика примером, которому он завидовал, благодаря той физической силе которую видел в нем, и власти, которой отец был облечен в его глазах. Сейчас отец становится соперником, который стоит на его пути, и от которого он хотел бы избавиться. Если во время отсутствия отца мальчику разрешается разделять постель с матерью, и если по возвращении отца его снова из нее изгоняют, удовлетворение в связи с исчезновением отца и разочарование при его появлении снова оказываются очень глубокими переживаниями. Это - суть эдипова комплекса, который греческая легенда перенесла из мира детских фантазий в вымышленную реальность. В условиях нашей цивилизации он неизменно обречен на пугающий конец.

Мать мальчика прекрасно понимает, что его сексуальное возбуждение относится к ней: рано или поздно она решает, что это неправильно, и так продолжаться дальше не может. Она уверена в своей правоте, запрещая ему трогать руками гениталии. Но запрет мало эффективен, в лучшем случае он вызывает некоторую модификацию метода получения удовлетворения. Наконец мать принимает строжайшие меры; она грозит отнять у мальчика эту вещь, с которой тот ведет себя так вызывающе по отношению к ней. Обычно, чтобы угроза была более устрашающей и убедительной, мать перепоручает ее исполнение отцу - говорит, что рас скажет ему, и отец отрежет мальчику пение. Как ни странно, эта угроза оказывается действенной лишь в том случае; если до или после этого оказывается выполненным еще одно условие. Мальчику кажется немыслимым само по себе то, что такое может произойти. Но если во время угрозы он вспоминает вид женских гениталий или видит их вскоре после нее- видит так сказать, гениталии, в которых действительно не достает в высшей степени ценной части, он воспринимает услышанное всерьез и, попадая под влияние комплекса кастрации, переживает сильнейшую травму детской жизни.

Результаты угрозы кастрации являются разнообразными и непредвиденными; они оказывают влияние на все отношения мальчика с отцом и матерью, а впоследствии с мужчинами женщинами вообще. Как правило, мужественность ребенка не в состоянии противостоять этому первому шоку. Чтобы сохранить свой половой орган; он более или менее полностью отказывается от желания обладать матерью, его сексуальная жизнь часто остается необратимо затрудненной запретом. Если в нем присутствует, как мы говорим, сильный психический компонент, то подобным запугиванием мужественности его сила увеличивается. Мальчик занимает пассивную позицию по отношению к отцу, так же как и к матери. В результате угрозы он прекратил мастурбации, но не деятельность воображения, сопутствовавшую им. Напротив, так как это является единственной оставшейся для него формой сексуального удовлетворения, он предается ей чаще, чем прежде, и в этих фантазиях, хотя и продолжает отождествлять себя со своим отцом, он также одновременно и, возможно, в большей степени, отождествляет себя с матерью. Производные и видоизмененные результаты этих ранних мастурбационных. фантазий позже обычно находят путь в его Я, и участвуют в формировании его характера. Кроме подобного поощрения его женственности значительно но возрастают страх и ненависть к отцу. Иначе говоря, мужественность мальчика переходит в вызывающую позицию по отношению к отцу, которая будет позднее принудительным образом определять его поведение в человеческом обществе. Остаток эротической фиксации на матери часто сохраняется в форме чрезмерной зависимости от нее, и выражается в виде некоторой зависимости от женщин.

Страницы: 1 2 3


Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей
Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT. В каждой задаче, решение которой отражает развитие одного из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуе ...

Массовые социально-психологические явления и их роль в общении и межличностных отношениях
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое — одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей. Это так называемые массовидные психические явле ...

Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и семье и т.д. В методической литературе даны методические рекомендации, как облегчить ребенку привыка ...