Другая психология » Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних » Психологические факторы формирования преступного поведения личности

Психологические факторы формирования преступного поведения личности
Страница 1

Проблема психологических причин преступного поведения

Преступность - это наиболее опасная часть правонарушений, имеющая острую антисоциальную направленность. Преступление - это волевое, сознательное, общественно опасное, противоправное и наказуемое законом действие. Преступное поведение возникает в результате сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов, общих и частных причин, предпосылок и условий. При юридическом анализе структуры преступного поведения в нем, как известно, выделяются четыре составные части:

1) объект;

2) объективные стороны состава преступления;

3) субъективные стороны состава преступления;

4) субъект преступления.

Психологический анализ формирования преступного поведения предполагает раскрытие происхождения преступного поведения, формирование составляющих его сторон. Здесь на передний план выдвигаются вопросы: почему совершается преступление, что привело человека к преступлению каково то внутреннее психическое содержание, которое внешне проявилось в преступном действии? Ответы на эти вопросы не могут быть простыми и однозначными.

Причины преступности - явление комплексное, и они требуют системного анализа.

Каждое преступление - явление крайне индивидуальное и многофакторное. Для теоретического охвата генезиса преступного поведения необходимо осуществить анализ наиболее распространенных типов преступного поведения.

Преступления могут быть умышленные и неумышленные, длительно подготавливаемые и совершенные спонтанно, импульсивно, закономерными

для данной личности и случайными. Они могут совершаться в сфере экономических отношений, в социально-бытовой сфере и в сфере общегражданских и служебных обязанностей.

По способу межличностных взаимодействий преступления могут быть насильственными и ненасильственными. Очевидно, нет и не может быть общей схемы генезиса всех преступлений. Однако в преступлении, как правило, логически завершаются и взаимодействуют тенденции, линии допреступного поведения. Каждый из факторов преступления имеет значение только в системе других факторов.

Нет особых психических механизмов преступного поведения. Существуют только общие, единые регулятивные механизмы поведения и их индивидуально-типологические особенности, которые, конечно, проявляются и в преступном поведении.

Преступное поведение отличается от социально положительного поведения не столько по структуре его регуляции, сколько по содержанию своей направленности.

Мы видим, что каждая группа причин преступности в той или иной мере связана с психологическими факторами. Однако это не означает, что психологические факторы детерминируют преступность. Потребности, интересы, мотивы и цели поведения людей сами причинно обусловлены реальной действительностью, условиями жизни людей.

Поведение человека мотивируется, побуждается и регулируется его субъективным отражением реальных и предвидимых обстоятельств и отношением к этим обстоятельствам.

Поступки человека - это не прямые реакции, ответы на внешнее воздействие. Внешнее воздействие опосредуется внутренними системами и взаимосвязями и в конечном итоге - социальными качествами человека.

В генезисе преступного поведения следует различать факторы, предопределившие направленность личности и ее эмоционально-волевые регуляционные особенности.

Преступления связаны не только с антисоциальной направленностью личности. Некоторые преступления в значительной мере связаны с дефектами саморегуляции.

Поведение является взаимодействием личностных и ситуативных факторов, в него включены опыт личности и ее экстраполяционные механизмы - осознание развития событий, его последствий и отношения к этим последствиям. Предвидя будущее событие, его последствия, мы тем самым "вводим будущее в детерминацию нашего поведения".

Принимая решения, выбирая варианты своего поведения, правонарушитель может сознательно пренебрегать объективно существующими возможностями социально адаптированного выхода из данной ситуации, но он может и не видеть эти возможности, может не предвидеть последствий своего поведения или не придавать им должного значения.

Антисоциальное поведение обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и такими механизмами, как подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы.

Страницы: 1 2 3


Понятие «темперамента», его типы, теории темперамента
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент-свойство личности, придающее своеобразн ...

Условия проведения
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. ниже), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция: «Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утве ...

Разрешение конфликтов
Далеко не всегда удается победить конфликт его в зачаточном состоянии. Поэтому каждому человеку необходимо овладеть методами работы с конфликтом. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций. В любом случае необходимо учитывать, что разрешению конфликта мешают: - эмоции: гнев, обила, желание отомстит ...