Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса

Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического статуса
Страница 1

Результаты изучения родительского отношения.

Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как.

- отвержение (17 высокие значения).

- социальная желательность (63% высокие значения).

- симбиоз (43% высокие значения).

- гиперсоциализация (13% высокие значения).

- инфантилизация (инвалидизация) (23% высокие значения).

1. Шкала «принятие-отвержение». Данная шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенка, таким какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

Мать считает, что ребенок не добьется успеха в жизни, из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.

2. Шкала «кооперация». Содержательно данная шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать не его точку зрения в спорных вопросах. Трое родителей имеют показатели выше среднего по данной шкале.

3. Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает быть автономным в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях в отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. Шкала «маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. Высокие показатели по данной шкале означают, что в родительском отношении данных родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения ребенка, его мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым дурным влияниям. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Результаты изучения межличностных отношений в группе дошкольников отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты изучения социометрического статуса

Социометрический статус

Кол-во

%

популярные

7

23

предпочитаемые

18

60

изолированные

3

10

отвергаемые

2

7

Всего

30

100

Таким образом, большинство дошкольников обладают благополучным статусом в системе межличностных отношений. 7 детей имеют социометрический статус «звезды», что составляет 23% от общего числа детей, 18 дошкольников относятся к группе «предпочитаемы» (60%) , только 3 детей имеют неблагополучный статус изолированных» (10%) 2 детей – статус отвергаемых – 7%.

Дальнейшим этапом нашего исследования явилось соотнесение характера детско-родительских отношений и социометрического статута ребенка.

С этой целью был осуществлен корреляционный анализ (электронная программа Статистика 6).

Страницы: 1 2


Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...

Методики исследования. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
Данная методики отличается от других методик выявления акцентуаций характера свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим подростком. Необходимо отметить, что карточки этого теста, с учетом подросткового возраста испытуемых, в котором есть многочисленные особенности самооценки, мы – для повышения то ...

Особые состояния сознания
Ученые нередко трактуют сознание как особое состояние психики человека. Именно в этом состоянии человек обычно находится, когда не спит, нормально, адекватно воспринимает то, что происходит с ним самим и вокруг него. При этом определении сознания оно может исчезать, появляться и меняться по силе и отчетливости проявлений. Но при этом и в ...