Результаты изучение связи родительского отношения и социометрического
статусаСтраница 2
Таблица 2.2
Сводная матрица интеркорреляций показателей родительского отношения и статуса в межличностных отношениях
|
Принятие (1) |
Кооперация (2) |
Симбиоз (3) |
Гиперсоц (4) |
Инфантилизация (5) |
Статус (6) |
|
,00 |
-0,07 |
0,48 |
0,24 |
0,01 |
-0,75 |
|
-0,07 |
1,00 |
-0,01 |
-0,10 |
-0,22 |
0,18 |
|
0,48 |
-0,01 |
1,00 |
0,13 |
0,18 |
-0,43 |
|
0,24 |
-0,10 |
0,13 |
1,00 |
-0,11 |
-0,33 |
|
0,01 |
-0,22 |
0,18 |
-0,11 |
1,00 |
0,07 |
|
-0,75 |
0,18 |
-0,43 |
-0,33 |
0,07 |
1,00 |
Таким образом, корреляционный анализ установил:
1. Наличие отрицательной связи между социометрическим статусом и родительским отношением принятие (r=-0,75, р<0,05). Чем выше статус, тем в большей степени родитель принимает ребенка таким, каков он есть, уважает индивидуальность ребенка.
2. Наличие отрицательной связи между социометрическим статусом и родительским отношением «симбиоз» (r=-0,43, р<0,05). Это значит, что детям, имеющим благополучные статусы, родители предоставляют больше автономии, не испытывают сильной тревоги, поощряют их независимость
3. Наличие отрицательной связи между социометрическим статусом и родительским отношением гиперсоциализация (r=-0,33, р<0,05). Это означает, что для родителей детей с более высоким социометрическим статусом в меньшей степени характерна авторитарная установка в воспитании.
Таким образом, для популярных и принятых детей характерно преобладание низких значений по шкалам опросника детско-родительских отношений. Родитель уважает индивидуальность ребенка, одобряет его интересы и планы. Родитель предоставляет ребенку автономность, чрезмерно не опекает его. В то же по шкале «кооперация» (высокие значения) отчетливо прослеживается формирование социально желательного образа ребенка: родитель поощряет инициативу и самостоятельность ребенка.
Изолированные и отверженные дети имеют следующие характеристики родительского отношения: большинство родителей детей, которые имеют неблагополучный социометрический статут, не принимают своего ребенка, критикуют его, считают неприспособленным, неудачником, формируют в нем образ социальной желательности, а также испытывают тревогу за ребенка, не поощряют его самостоятельности. Часть родителей детей данной статусной группы строго контролируют ребенка, что выражается в их гиперсоциализации.
Таким образом, можно утверждать, что родительское отношение к ребенку-дошкольнику влияет на его социометрический статус. Поощрение автономии ребенка, вера в его силы, эмоционально-насыщенные отношения благоприятно сказываются на характере межличностных отношений дошкольника в группе детского сада. Гипотеза о взаимосвязи родительского отношения и социометрического статуса в группе дошкольников была доказана на уровне статистической значимости при р<0,05.
Предмет конфликтологии и методы исследования
Необходимой предпосылкой всякого исследования являются определение его основных понятий, разработка понятийного аппарата. Понятия, категории, как известно, являются основными формами мышления, из которых состоят две другие важнейшие его формы - суждения и умозаключения. Понятия и категории - две формы мышления, близкие по своему содержан ...
Массовые социально-психологические явления и их роль в общении и
межличностных отношениях
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое — одновременное проявление одной из сторон сознания множества людей. Это так называемые массовидные психические явле ...
Критерии зависимости
Основными критериями зависимого поведения в девиантной психологии, принято считать следующие: · Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков. · Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойк ...
