Заключение
Страница 1

Выводы по результатам теоретического анализа психолого-педагогической литературы:

Стиль семейного воспитания, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Не существует единой основы классификаций типов семейного воспитания. За основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка, родительские позиции и т.п.

Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения: принимающие – авторитарный; отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации; симбиотический и симбиотическо-авторитарный.

Результаты экспериментального исследования:

1. Большинство дошкольников обладают благополучным статусом в системе межличностных отношений. 7 детей имеют социометрический статус «звезды», что составляет 23% от общего числа детей, 18 дошкольников относятся к группе «предпочитаемы» (60%) , только 3 детей имеют неблагополучный статус изолированных» (10%) 2 детей – статус отвергаемых – 7%.

2. Высокие тестовые баллы по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение (17% матерей), социальная желательность (63% матерей), симбиоз (43% матерей), гиперсоциализация (13% матерей), инфантилизация (инвалидизация) (23% матерей).

3. Родительское отношение к ребенку-дошкольнику влияет на его социометрический статус. Для популярных детей (социометрических «звезд») характерно преобладание низких значений по шкалам опросника детско-родительских отношений. Родитель уважает индивидуальность ребенка, одобряет его интересы и планы. Родитель предоставляет ребенку автономность, чрезмерно не опекает его. В то же по шкале «кооперация» (высокие значения) отчетливо прослеживается формирование социально желательного образа ребенка: родитель поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. Поощрение автономии ребенка, вера в его силы, эмоционально-насыщенные отношения благоприятно сказываются на характере межличностных отношений дошкольника в группе детского сада.

Таким образом гипотез, выдвинутая в ходе исследования получила доказательство на уровне статистической значимости (р<0,05).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник родительского отношения В.В. Столин, А.Я. Варга

1. Я всегда сочувствую своему ребенку

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок

3. Я уважаю своего ребенка

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни

8. Мой ребенок часто неприятен мне

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка»

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании

19. Ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом

21. Я принимаю участие в моем ребенке

22. К моему ребенку «липнет» все дурное

23. Мой ребенок добьется успеха в жизни

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы этого хотелось

25. Я жалею своего ребенка

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав

Страницы: 1 2 3


Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Рассмотрев положение молодежи в России, мы переходим к сущности аддиктивного поведения. Прежде чем обратиться к аддиктивному поведению, определимся с термином аддикция. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Хотя наркоман может чувствовать себя порабощенным табаком, алкоголем, пищей, наркотиками, психотропными пре ...

Последние исследования
Лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физиологии и медицины доктор Эрик Кендал из Колумбийского университета на днях порадовал общественность новыми изысканиями в области нейрофизиологии мозга. В число лауреатов Кендал угодил благодаря открытию нейротрансмиттеров - веществ, отвечающих за межнейронные импульсы головного мозга, ко ...

Позитивные и негативные эмоции
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по­ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки поня­тия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточ ...