Психология труда » Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника

Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника
Страница 3

Но на практики идеи Тейлора были довольно убедительны. Только в США к 1912 г. по системе Тейлора работало более 50 000 человек. Их заработок сравнительно с рабочими других предприятий повысился на 30-100%. Количество производимой продукции на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно улучшилось. Принципы научного управления производством Ф. У. Тейлора послужили мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъекте труда: индустриальной (промышленной) психотехники, психологии труда, эргономики.

Авторитетным теоретиком и практиком организации массового производства в начале XX в. выступил Генри Форд (1863-1947), успешно реализовавший идеи Тейлора о возможности рационализации даже простых форм труда и его условий, рабочих мест и инструмента. Один из зачинателей конвейерной системы производства, Г. Форд в своих концепциях и практических действиях пошел дальше масштабов одного предприятия — к организации системы взаимодействия предприятий, банка рабочих вакансий требуемых профессий, профессиональной подготовки и условий жизнедеятельности рабочих.

Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности. Ученики и последователи Тейлора (Томсон, Джильбрет и другие) внесли в тейлоризм элементы физиологии и психологии труда.

В этот период возникает также идея о "наилучшем пути", т. е. единственном оптимальном способе осуществления конкретной трудовой деятельности. Акцент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы "человек — машина". Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

Во Франции в 1896 г. А. Бине и В. Анри разрабатывали методы оценки умственных способностей для выделения умственно отсталых людей ("коэффициент интеллекта" — IQ), одна из целей которых — обеспечение классно-урочной формы общего начального обучения населения как первого этапа профессиональной подготовки кадров для развивающейся промышленности.

Значительным событием в истории психологии труда стало возникновение психотехники (индустриальной психологии). Этот термин впервые ввел в 1903 году немецкий психолог Вильям Штерн (1871 -1938) для обозначения прикладной психологии, берущейся за решение задач общественной жизни, обращенных в будущее. Индустриальная психология - это отрасль психологии, ориентированная на нужды промышленности и занимающаяся изучением широкого круга психологических факторов трудовой деятельности, включая отбор работников с применением тестов и интервью, их подготовку и обучение, оценку качества работы, изучение влияния условий труда, исследование отношения к труду и этических установок работников, анализ социальных аспектов функционирования промышленных предприятий.

Широко пользовался этим термином американский психолог, немец по происхождению, Гуго Мюнстерберг, который по общему признанию стал пионером индустриальной психологии (психотехники) Он был приглашен в 1890г. В.Джеймсом для руководства лабораторией прикладной психологии Гарвадского университета (США), где выпустил книги "Психология и экономическая жизнь" и несколько томов "Основ психотехники". Психотехнику он понимал как практическое применение психологии в разных областях культуры и жизни. Сам Мюнстерберг указывает, что в основе проблематики хозяйственной психотехники стоят два авторитетных направления общественной мысли, сложившиеся в начале XX в. Первым стало движение за научное управление Ф.Тейлора и проблемы научного изучения труда, рационализации орудий труда, подбор "первоклассных" работников, их обучение. Вторым направлением, отражавшим проблемы рационализации рынка труда было движение за содействие в трудоустройстве, помощь в выборе профессии. Это движение получило развитие благодаря работам Фрэнка Парсонса, социолога и педагога, открывшего в 1908г. первое консультативное бюро при бирже труда в Бостоне и опубликовавшего книгу на эту тему.

В 1912-1914 гг. Гуго Мюнстерберг наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйственной психотехники, включающую три раздела:

1.Задачи, для успешного решения которых являются значимыми психические особенности человека (вопросы, предшествующие непосредственному производству: психологическое консультирование при выборе работы в интересах клиента и профессиональный отбор в интересах работодателя).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Виды психических травм
В литературе можно встретить различные классификации психических травм. Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами. Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6] По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, ...

О темпераменте с точки зрения высшей. Нервной деятельности
И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, часто обращали внима­ние на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций — положительных и тормозных, — их интенсивность, способность к адекватному ре ...

Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и семье и т.д. В методической литературе даны методические рекомендации, как облегчить ребенку привыка ...