Психология труда » Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника

Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника
Страница 4

2.Экономические задачи, связанные с особенностями психической деятельности работников и с продуктивностью труда (рационализация трудовых движений, рабочего инструмента, снижение производственного утомления, преодоление монотонности, профилактика травматизма и аварий, рационализация профессиональной подготовки).

3. Экономические задачи, связанные с направленным воздействием на личность (проблемы продажи товаров и услуг в сфере торговли, рекламы и психологического воздействия на клиентов и покупателей, воздействия на персонал организаций).

4. Задачи, которые важны для самих психологов и обеспечивают базу для выполнения практико-ориентированных заказов[6, с.20]

Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого. Г. Мюнстерберг заложил основы психотерапии и психогигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для вагоновожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попытался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстерберга в области изучения трудовой деятельности были обобщены в первой монографии о психологии труда, называвшейся "Основы психотехники" и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстерберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:

- профессиональный подбор ("выбор подходящих людей");

- анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;

-изучение психологических качеств личности, активизированных в труде. [5, с.11]

Исследования Г. Мюнстерберга впервые продемонстрировали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обеспечении трудового процесса.

В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией, нашло в США и России. В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсон открывает первое бюро консультации молодежи по выбору профессии. В 1920 г. по инициативе швейцарского психолога Эдуарда Клапареда была учреждена Международная психотехническая ассоциация, организовавшиеся конференции, симпозиумы. Впоследствии эта ассоциация изменила название и по сей действует как Международная ассоциация прикладной психологии.

В 1923 г. в США оформляется Национальная ассоциация профессионального консультирования. Это движение развивается и в других странах. Например, в Германии в начале 1920-х гг. функционировали более 500 бюро профконсультирования населения. В начале XX в. в США и в европейских странах появляются институты индустриальной психологии, научные ассоциации, налаживается выпуск научных журналов, в университетах появляются кафедры психологии и присуждаются звания в области психологии .

Социальные катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, экономические депрессии) не только не прервали поступательного развития психологии труда, но, напротив, сыграли роль предпосылок и катализаторов развития дисциплины. В США индустриальная психология получила широкое распространение, в частности благодаря успешному опыту комплектования подразделений американской армии в период Первой мировой войны (через обследование с применением тестов на интеллект прошли около 1,7 млн. человек). Еще более масштабный опыт и авторитет психологи обрели, участвуя в комплектовании армии в период Второй мировой войны (протестировано более 5 млн. человек).

В рамках индустриальной психотехники немецкий ученый Фриц Гизе в 1927г. выделил в качестве отдельных направлений психотехнику субъекта и психотехнику объекта. Психотехника субъекта объединяла практические задачи, в которых на первый план выступал человек как субъект труда. Это направление должно было опираться на теоретические концепции, объясняющие индивидуально-психологические различия людей, природу их сознания и возможности влияния на сознание и поведение человека

Упрощенное понимание личности и мотивации человека к труду в классической школе управления приводит к становлению школы человеческих отношений. В 1927-1933 гг. в ходе исследований на заводе Хоторна компании "Вестерн электрик" Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер выделили важную роль социально-психологических факторов в деятельности рабочих. Особую известность получил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Последние исследования
Наука, похоже, нашла объяснение того, почему некоторые люди постоянно раздражены и никак не хотят улучшить свое отношение к окружающему миру. Дело оказалось вовсе не только в пресловутых эндорфинах. Эндорфин (endorphin) - представитель группы химических соединений, которые естественно вырабатываются в головном мозге и обладают способност ...

Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся: акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здорового человека; особая роль идентичности; сочетание клинических наблюдений с ...

Внешнее и внутреннее внимание
В зависимости от локализации объекта внимания различают внимание внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Перемещение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие процессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, тр ...