Психология труда » Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника

Становление психологии труда. Тэйлоризм и психотехника
Страница 5

Элтон Мэйо в 1927—1932 гг. изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятий "Вестерн Электрик Компани" (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях.

На первом этапе было установлено, что результаты труда работниц зависят не только от уровня освещения, но и от других факторов, таких, как форма контроля их деятельности, а также их осведомленности о том, что меняют освещение.

На втором этапе шесть работниц были помещены в отдельную комнату, оборудованную для варьирования освещенности, заработная плата им была установлена выше, чем всем остальным работницам. Также им разрешалось более свободное общение, что способствовало установлению между ними более тесных отношений; были введены бесплатные обеды, перерывы в работе, что способствовало снижению утомления. Производительность труда в свою очередь роста и обгоняла показатели работы остальных работниц. На этом этапе был обнаружен парадоксальный факт: достигнутая высокая производительность труда осталась неизменно высокой и после того, как все нововведения были отменены. Проведенный опрос работниц позволили предположить, что на производительность труда работниц экспериментальной группы влияют отношения, сложившиеся между ними и особые отношения с руководителем.

Третий этап состоял в проведении массированного опроса работников по поводу их отношения к работе, в результате которого стало ясно, что отношение работников к труду и связанная с этим производительность их труда зависели от самих работников, а также от отношений с руководством и в рабочей группе.

Четвертый этап исследований был направлен на то, чтобы выявить влияние коллег на работе на производительность труда. Исходная гипотеза заключалась в том, что работающие быстрее других будут стимулировать производительность труда остальных. К сожалению, гипотеза не подтвердилась, так как на деле более быстрые работники сдерживали темп работы, чтобы не выходить за рамки нормативов, установленных группой. Таким образом, был зафиксирован известный и ранее факт сознательного сдерживания производительности труда в целях предотвращения снижения расценок.

Элтон Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента. В основе концепции Мэйо лежат следующие принципы:

¾ человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в рамки групповых взаимоотношений;

¾ жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

¾ руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. [5, с.11]

В результате хоторнских экспериментов, опубликованных в работах Э.Мэйо и Ф.Ротлисберга вы 30-е гг.XX в. сложилось новое направление в менеджменте, ориентированное на изучение и рационализацию человеческих отношений работников производства, исследование их мотиваций, удовлетворенности трудом, связи мотиваций и производительности труда. Работающий человек стал рассматриваться не просто как исполнитель рационализированных приемов работы, а как личность, субъект труда, поведение которого определяется сознанием, мотивами. Новый взгляд на работника и его трудовую деятельность привел к выделению гуманистического подхода в научном менеджменте школы "человеческих отношений".

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и индустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учебник "Индустриальная психология", первый в ряду методологических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занимались проблемами, связанными с изучением трудовой деятельности.

В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из которых занималась прикладными исследованиями в военной сфере. Европейская психология в исследовании трудовой деятельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие видные ученые покинули страну, эмигрировав в США.

После окончания второй мировой войны в 1945г. начался период "Интеллектуализация машин". Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудовую деятельность в целом и взаимодействие человека с орудием труда в частности. Наконец, в 1947 г. была подготовлена "Психологическая программа по военной авиации", посвященная профессиональному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда. Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов организации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера, явилось основой для крупных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Стадии личностного развития человека
В отличии от приведенной выше логики процессов образования человека, выделяют всего три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в координатах потребностей и способностей, извне приписываемых человеку. Вместо сознания и самосознания вертикаль человеческого бытия представляется потребностями а горизонталь – способн ...

Разработка первоначальной формы опросника
Принимается решение о форме ответов: дихотомия, трихотомия, количественная оценка и т.п. Далее, к каждому индикатору придумывают ряд заданий (вопросов или утверждений). При этом должно быть примерно одинаковое число прямых и обратных заданий Требования к формулировкам заданий: - неочевидность значений ответов; - понятность и недвусмыслен ...

Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Состояние эмоционально-волевой сферы у младших школьников
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...