Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Страница 1

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем изгнать психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.

Е.А.Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.

4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Основные характеристики профессии:

- это ограниченный вид трудовой деятельности;

- это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку;

- это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;

- это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус;

- наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С.М.Богословским: «Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.

Классификации профессий.

Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н.Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

1) «нужные» науки (экономика, медицина, право);

2) «полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика);

3) «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);

4) «любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);

5) «вредительные» науки (колдовство, ворожба).

В 20-е гг. XX столетия С.П.Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

1) автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);

2) полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

3) шаблонно-исполнительский труд – по указке (работа на станке, работа счетовода);

4) самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

5) свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

1) реалистический тип (техника, мужские профессии);

2) интеллектуальный тип;

3) социальный;

4) конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);

5) предпринимательский;

6) артистический.

Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде.

В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е.А.Климовым.

I ярус (по признаку различии их объектных систем):

1) человек – природа;

2) человек – техника;

3) человек – знаковая система;

4) человек – человек;

Страницы: 1 2


Структура и содержание креативности
Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность. Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач (Cattell, 1971; Klahr & Simon, 1999). Другие авторы считают, что креативность ...

Прогноз при шизофрении
Смертельные исходы бывают при фебрильной шизофрении, суициды наиболее опасны при императивных слуховых галлюцинациях, при атипичной депрессии (шизоаффективные психозы), при постшизофренической депрессии. Шизофреническим дефектом завершается без лечения параноидная, гебефреническая и простая формы. При острой полиморфной шизофрении каждый ...

Мотивация учебной деятельности школьников и студентов
Для мотивации учебной деятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей ...