Средства общенияСтраница 2
В последнее время в психологических исследованиях обращено внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимися и на роль в успехе общения расположения партнеров. В американской психологии общения появилось даже название для этого направления исследований — проксемика Выделены четыре дистанции между общающимися: интимная, личная, социальная, публичная. Первые две дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, учитель может добиваться дополнительного воздействия на ученика, так как этим изменяется характер отношений между партнерами. Не меньшее значение в общении имеет размещение партнеров. Например, общение между людьми, вступающими впервые в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика.
Изображения — фотографии, картинки, фильм, рисунок — также являются средствами общения, но это уже не прямые средства контакта, а их распространение связано с техникой: изобретением книгопечатания, кино, телевидения.
Рассмотренные неречевые средства общения обычно сопровождают речевое общение, создают его подтекст, который легко считывается даже детьми. Мама говорит сердитые слова, но не сердится. «У нее нет сердиток», — замечает ребенок. Балет, искусство мима и немое кино целиком построены на неречевом общении. В драматической постановке игра актеров немыслима без этих неречевых средств общения, и создание образа для актера психологически означает умение слить воедино речь и неречевые средства коммуникации: облик, мимику и пантомиму, жесты, дистанцию с партнерами. Достижение единства речевых и неречевых средств коммуникации является также задачей учителя, работающего с детьми. Организуя в соответствии с педагогическими задачами свои переживания, отношения, мысли, учитель должен находить их адекватное выражение в неречевых средствах воздействия.
Исходя из содержания и условий целесообразно рассматривать уровни общения.
Уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения. Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущественно контактирует она, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм Придерживается личность, общаясь с другими. Временной интервал для такого рассмотрения общения — вся предшествующая и будущая жизнь личности.
Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности и группы.
Общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом. В зависимости от темы конкретная картина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.
Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос — ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд — мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.
Школа памяти
Первые экспериментальные методы изучения мнемических процессов были предложены Германом Эббингаузом. В 1885 году он опубликовал фундаментальный труд, озаглавленный “Uber das Gedächtnis”, в котором он описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбережения, равно как и основные результаты, полученн ...
Основные методы профессиональной психодиагностики
Беседы - интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); Открытые беседы - интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов. Такие беседы дают
о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.); Опросники профессиональной мотивации(для большинства это более важная диагностика, чем определение спо ...
Деятельность педагога - психолога
по проблеме наркомании. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике наркомании
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и на классных часах. Можно использовать различные формы пр ...