Средства общения
Страница 2

В последнее время в психологических исследованиях обращено внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимися и на роль в успехе общения расположения партнеров. В американской психологии общения появилось даже название для этого направления исследований — проксемика Выделены четыре дистанции между общающимися: интимная, личная, социальная, публичная. Первые две дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, учитель может добиваться дополнительного воздействия на ученика, так как этим изменяется характер отношений между партнерами. Не меньшее значение в общении имеет размещение партнеров. Например, общение между людьми, вступающими впервые в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика.

Изображения — фотографии, картинки, фильм, рисунок — также являются средствами общения, но это уже не прямые средства контакта, а их распространение связано с техникой: изобретением книгопечатания, кино, телевидения.

Рассмотренные неречевые средства общения обычно сопровождают речевое общение, создают его подтекст, который легко считывается даже детьми. Мама говорит сердитые слова, но не сердится. «У нее нет сердиток», — замечает ребенок. Балет, искусство мима и немое кино целиком построены на неречевом общении. В драматической постановке игра актеров немыслима без этих неречевых средств общения, и создание образа для актера психологически означает умение слить воедино речь и неречевые средства коммуникации: облик, мимику и пантомиму, жесты, дистанцию с партнерами. Достижение единства речевых и неречевых средств коммуникации является также задачей учителя, работающего с детьми. Организуя в соответствии с педагогическими задачами свои переживания, отношения, мысли, учитель должен находить их адекватное выражение в неречевых средствах воздействия.

Исходя из содержания и условий целесообразно рассматривать уровни общения.

Уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения. Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущественно контактирует она, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальны­ми условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм Придерживается личность, общаясь с другими. Временной интервал для такого рассмотрения общения — вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности и группы.

Общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом. В зависимости от темы конкретная картина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.

Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос — ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд — мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в оп­ределенный период ее жизни.

Страницы: 1 2 


Уход (уклонение)
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления: а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни д ...

Характеристика и строение человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, бл ...

Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы ...