Другая психология » Психология общения и межличностных отношений » Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
Страница 3

Иногда в классных коллективах «популярным» оказывается ученик с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам. Это бывает в тех случаях, когда воспитательная работа и коллективные дела в запущенном состоянии.

Непопулярность (изолированность и отвергаемость) также имеет свои причины. Установлено, что такое положение школьника вызывается следующими причинами. Во-первых, безразличием к собственной учебе и успеваемости товарищей. Для них учение — дело обязательное, но неинтересное. Это замечают сверстники. Во-вторых, непопулярны те, кто неинтересен в общении: они не могут предложить что-то забавное, увлекательное, у них для этого не хватает выдумки, инициативы. В-третьих, вялость, бездеятельность в налаживании контактов и Отношении. Такие школьники хотели бы участвовать в общих делах, но не знают, как включиться в них. Попытки, которые они предпринимают, не отличаются тактичностью, скромностью. Этим они больше вредят себе, чем помогают. В-четвертых, способствует изолированности небрежный, Неряшливый внешний вид. Нестриженые ногти, немытые руки и грязная одежда, в сочетании с пренебрежением к санитарным правилам, отталкивают одноклассников.

Таким образом, эмоциональное благополучие и удовлетворенность индивида в системе межличностных отношений определяется тем, насколько популярен он, как много членов группы претендуют на деловые и личные контакты с ним. Но это не все. Как показывают исследования, эмоциональное благополучие зависит от взаимности выбора. Если М выбрал И, а И выбрал М — это взаимный выбор. Все другие варианты не характеризуются взаимностью. Поэтому, если Б, Д, Г выбрали Л, но никто из них не получил выбора от А, — взаимности нет. В этом случае А, хотя и получил много выборов, но остался без взаимности. И его эмоциональное благополучие окажется хуже, ниже, чем у двух лиц, находящихся во взаимном выборе. Важным феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия — способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.

Исследованиями установлено, что составляющие рефлексию притязания и оценка человека другими членами группы не всегда гармонично соотносятся друг с другом. Их соотношение может быть следующее. Первое — притязания соответствуют реальному положению, оценка со стороны и самооценка совпадают. Второе — притязания и положение в группе не совпадают. Притязания либо завышены, либо занижены.

Социально-психологическая рефлексия измеряется «рефлексивным коэффициентом осознанности» по формуле

РКО=R/R1*100%,

где R — число оправдавшихся ожиданий в выборах партнёра,

R1— число ожидавшихся выборов.

Страницы: 1 2 3 


Условия, необходимые для преодоления страхов у детей
Приведенные случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем – младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и еще во многом носят возрастной, переходящий хара ...

Взаимодействие эмоций и памяти. Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции. Исследовательская деятельность
Эмоции оказывают влияние на то, что человек воспринимает, но это влияние не приводит, в сущности, к принципиальному изменению воспринимаемого материала. Как подчеркивают многие авторы главной детерминантой восприятия остается объективная действительность. С другой стороны, есть основания, чтобы заключить, что процесс запоминания, а также ...

Отличия холотропного дыхания от ребефинга и вайвейш
Прежде всего, холотропное дыхание - единственная дыхательная психотехника, под которую была разработана серьезная психологическая теоретическая база. Это связано с тем, что С. Гроф, в отличие от основателей ребефинга и вайвейшна, является профессионалом в области медицины и психологии. Второе отличие состоит в том, что структура холотроп ...