Межличностные взаимоотношения в группах и коллективахСтраница 3
Иногда в классных коллективах «популярным» оказывается ученик с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам. Это бывает в тех случаях, когда воспитательная работа и коллективные дела в запущенном состоянии.
Непопулярность (изолированность и отвергаемость) также имеет свои причины. Установлено, что такое положение школьника вызывается следующими причинами. Во-первых, безразличием к собственной учебе и успеваемости товарищей. Для них учение — дело обязательное, но неинтересное. Это замечают сверстники. Во-вторых, непопулярны те, кто неинтересен в общении: они не могут предложить что-то забавное, увлекательное, у них для этого не хватает выдумки, инициативы. В-третьих, вялость, бездеятельность в налаживании контактов и Отношении. Такие школьники хотели бы участвовать в общих делах, но не знают, как включиться в них. Попытки, которые они предпринимают, не отличаются тактичностью, скромностью. Этим они больше вредят себе, чем помогают. В-четвертых, способствует изолированности небрежный, Неряшливый внешний вид. Нестриженые ногти, немытые руки и грязная одежда, в сочетании с пренебрежением к санитарным правилам, отталкивают одноклассников.
Таким образом, эмоциональное благополучие и удовлетворенность индивида в системе межличностных отношений определяется тем, насколько популярен он, как много членов группы претендуют на деловые и личные контакты с ним. Но это не все. Как показывают исследования, эмоциональное благополучие зависит от взаимности выбора. Если М выбрал И, а И выбрал М — это взаимный выбор. Все другие варианты не характеризуются взаимностью. Поэтому, если Б, Д, Г выбрали Л, но никто из них не получил выбора от А, — взаимности нет. В этом случае А, хотя и получил много выборов, но остался без взаимности. И его эмоциональное благополучие окажется хуже, ниже, чем у двух лиц, находящихся во взаимном выборе. Важным феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия — способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.
Исследованиями установлено, что составляющие рефлексию притязания и оценка человека другими членами группы не всегда гармонично соотносятся друг с другом. Их соотношение может быть следующее. Первое — притязания соответствуют реальному положению, оценка со стороны и самооценка совпадают. Второе — притязания и положение в группе не совпадают. Притязания либо завышены, либо занижены.
Социально-психологическая рефлексия измеряется «рефлексивным коэффициентом осознанности» по формуле
РКО=R/R1*100%,
где R — число оправдавшихся ожиданий в выборах партнёра,
R1— число ожидавшихся выборов.
Определение психической травмы
В литературе существуют различные определения психической травмы. Менделевич В.Д. [7] дает следующее определение: психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Психическая травма, как событие или ситуация, стоит в ряду иных жиз ...
Свойства внимания
Существуют различные проявления, качества или свойства внимания человека. В связи с этим внимание следует характеризовать с различных сторон. Одним из важным свойств внимания являются его сила, напряженность и сконцентрированность на объекте. Здесь особое значение приобретает умение человека отрешаться от посторонних раздражителей. Соотв ...
Выводы
1. В результате теоретического анализа было определено понятие иррациональных страхов и сформулировано теоретическое понятие и операциональное определение ирациональных страхов. 2. Анализ опросника страхов В. Леви показал, что он не является в полном смысле этого слова психодиагностическим тестом. 3. Переработка пунков согласно требовани ...