Другая психология » Психология общения и межличностных отношений » Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
Страница 3

Иногда в классных коллективах «популярным» оказывается ученик с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам. Это бывает в тех случаях, когда воспитательная работа и коллективные дела в запущенном состоянии.

Непопулярность (изолированность и отвергаемость) также имеет свои причины. Установлено, что такое положение школьника вызывается следующими причинами. Во-первых, безразличием к собственной учебе и успеваемости товарищей. Для них учение — дело обязательное, но неинтересное. Это замечают сверстники. Во-вторых, непопулярны те, кто неинтересен в общении: они не могут предложить что-то забавное, увлекательное, у них для этого не хватает выдумки, инициативы. В-третьих, вялость, бездеятельность в налаживании контактов и Отношении. Такие школьники хотели бы участвовать в общих делах, но не знают, как включиться в них. Попытки, которые они предпринимают, не отличаются тактичностью, скромностью. Этим они больше вредят себе, чем помогают. В-четвертых, способствует изолированности небрежный, Неряшливый внешний вид. Нестриженые ногти, немытые руки и грязная одежда, в сочетании с пренебрежением к санитарным правилам, отталкивают одноклассников.

Таким образом, эмоциональное благополучие и удовлетворенность индивида в системе межличностных отношений определяется тем, насколько популярен он, как много членов группы претендуют на деловые и личные контакты с ним. Но это не все. Как показывают исследования, эмоциональное благополучие зависит от взаимности выбора. Если М выбрал И, а И выбрал М — это взаимный выбор. Все другие варианты не характеризуются взаимностью. Поэтому, если Б, Д, Г выбрали Л, но никто из них не получил выбора от А, — взаимности нет. В этом случае А, хотя и получил много выборов, но остался без взаимности. И его эмоциональное благополучие окажется хуже, ниже, чем у двух лиц, находящихся во взаимном выборе. Важным феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия — способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.

Исследованиями установлено, что составляющие рефлексию притязания и оценка человека другими членами группы не всегда гармонично соотносятся друг с другом. Их соотношение может быть следующее. Первое — притязания соответствуют реальному положению, оценка со стороны и самооценка совпадают. Второе — притязания и положение в группе не совпадают. Притязания либо завышены, либо занижены.

Социально-психологическая рефлексия измеряется «рефлексивным коэффициентом осознанности» по формуле

РКО=R/R1*100%,

где R — число оправдавшихся ожиданий в выборах партнёра,

R1— число ожидавшихся выборов.

Страницы: 1 2 3 


Невербальные средства повышения делового статуса
В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, п ...

Описание методики №3. Самодиагностический контрольный перечень
1. (0) Я не испытываю чувства грусти (1) Временами мне бывает грустно (2) У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния (3) Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния 2. (0) Я активен(вна), и мне хочется работать (1) Временами мне трудно начать что-то делать (2) Мне часто ничего не хочется дела ...

Понятие конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взгляд ...