Другая психология » Учебная мотивация подростков » Формирование мотивации учения школьников.

Формирование мотивации учения школьников.
Страница 3

Формирование мотивации совместной учебной деятельности

. Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов учения, нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них мотивации совместной учебной деятельности. Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества. Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности школьников. www.getbanks.ru

1. Прежде всего, учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра является одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. У старших школьников начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

2. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь более слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научится и действовать на равных с сильным.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

3. Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

Страницы: 1 2 3 4


Теории темперамента
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов-типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, т.к. с их помощью можно было предсказать поведение людей с определённым темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. Древне ...

Характеристика движений
Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий. Как компоненты ...

Глава 2
Термин “внимание” употребляется при описании таких разных явлений, как ориентировочная реакция на неожиданные стимулы (непроизвольное внимание), состояние поддерживаемой готовности к восприятию стимулов и реакции на них, колебания показателей деятельности при длительных заданиях, избирательность восприятия, ограниченная пропускная способ ...