Психология личности » Образование. Система формального образования как объект социологического изучения

Образование. Система формального образования как объект социологического изучения

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достиг­нутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенство­вание невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью пере­дачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относи­тельно самостоятельную систему, "функцией которой является систе­матическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и полити­ческим строем общества, уровнем его материально-технического развития

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" под­разумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреж­дений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предпи­санному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, нау­чение определенным навыкам и действиям, которые должны соответст­вовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распрост­раненных в данном обществе социальных ролей. Стало быть функцио­нирование системы формального образования определяется господст­вующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политичес­кими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образо­вание", то под ним понимается несистематизированное обучение инди­вида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Нефор­мальное образование также является важной составной частью социа­лизации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе фор­мального образования в современном обществе оно играет вспомо­гательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образо­вания, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.


Строение мотивации учения.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Мотив - это направленность школьника на отдель ...

Нейропсихология как достижение и основное направление в деятельности А.Р. Лурия
Луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций. В то время как западная нейропсихология в значительной степени «выросла» из медицины и до сих пор является своеобразной частью медицины – «высшей неврологией», изучающей психологи ...

Когнитивный компонент креативности
Эдвард Дебоно (Edward DeBono, 1970, 1987) посвятил немало работ вопросам креативности. Он считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного. Исследуя окружающий мир, индивид связывает различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет сформировать образ последнего, даже если в н ...