Базовые психологические установки общения
Страница 3

8. Проводник. Дополняющий тип для Выразителя. Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает каждому найти свой собственный путь. Он помогает людям помочь себе самим, выражая собственную точку зрения, после чего предоставляет каждому право найти свое собственное решение.

В отличие от манипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью» (от такой позиции – один шаг к признанию других бездушными вещами, которыми не только можно, но и можно манипулировать).

Э. Шострем приводит такой пример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это на меня нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекагься от себя и черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мы становимся манипуляторами»[9]. Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, приведении в норму и т.д. просто отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми.[10]

Выводы

В данном параграфе рассмотрены теоретические основы общения в социально-психологических исследованиях.

Рассматривая предмет социально-психологических исследований (а, следовательно, и общение в контексте исследования предмета), было выделено 4 основных точки зрения, определяющие предмет социально-психологических исследований:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений.

2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния.

3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии).

4) Характеристика группы или общностей как целостных образований.

Теория Шострема – Маслоу (Маслов) рассматривает две базовые психологические установки современного человека: манипуляторы и актуализаторы. В процессе общения манипуляторы и актуализаторы образуют еще несколько психологических типов: манипуляторы – Диктатор, Тряпка (слабак), Вычислитель, Прилипала, Хулиган, Рубаха-парень, Судья (Инквизитор), Защитник (Адвокат); актуализаторы – Руководитель, Сочувствующий, Внимательный, Признательный, Напористый, Заботливый, Выразитель, Проводник. Каждый из указанных психологических типов имеет свою характеристику и стиль общения, при этом каждому типу манипулятора соответствует (а точнее противопоставлен) соответствующий тип актуализатора.

Страницы: 1 2 3 


Теория двух процессов Моуэра и теория подражания
Гипотеза оперантного обусловливания страха важна еще в одном отношении. С использованием этой гипотезы О. Моуэр (1960) попытался объяснить устойчивость обусловленных страхов к угасанию в рамках так называемой «теории двух процессов». В соответствии с этой теорией, страх сначала возникает по схеме классического обусловливания, то есть чел ...

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН).
Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать "слабым местом" личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Р ...

Структура личности
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики ч ...