Характеристика методов исследования

Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем

проективную методику «Автопортрет» Р.Бернса (адаптирована Е.С. Романовой С.Ф. Потемкиной), рефлексивный самоотчет «Кто Я?» и методику определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин».

Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»

направлен на выявление особенностей использования подростками вербальных знаков/символов для самопрезентации. Это авторская модификация популярного психологического упражнения. Мы предложили подросткам письменно ответить на вопрос «Кто я?», используя 5 нарицательных существительных, не употребляя своих фамилии, имени и отчества. Обработка результатов происходит через подсчет использованных слов, анализ ключевых понятий, отражающих/не отражающих характеристики пола.

Проективные методики:

«Автопортрет» Р. Бернса (адаптирован Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной), и рисунок мужчины и женщины, позволяют выделить графические знаки и символы гендерной идентификации (Приложение 1).

Автопортрет, рисунок мужчины и рисунок женщины направлены на выявление графических знаков, которые подростки используют для отражения себя, образа своего и противоположного пола. На основе использования подростками тех или иных графических знаков можно судить о специфике образа мужчины и женщины в контексте подростковой субкультуры. Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить корреляции между восприятием самого себя, образа своего и противоположного пола. Критериями анализа рисунков являются: целостность фигуры (отражение частей тела, их прорисовка); проявление эмоций; статика и динамика фигуры или окружающих объектов; особенности одежды, обуви; окружающие предметы, живые и неживые объекты; выраженность половых признаков (не выражены, выражены слабо, акцент на признаках пола); особенности внешнего облика (стрижка, татуировки, макияж, пирсинг); особенности ситуации; символы; сопутствующий текст.

Опросник

(Приложение 2) разработан нами в связи с целями исследования, направлен на изучение образа своего и противоположного пола у современных подростков. Его основная задача - выявление предпочитаемых предметов, видов деятельности (профессий) и вербальных символов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин. Анализ результатов опроса состоит из:

А) анализ слов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин, позволяет выявить не только особенности подростковой субкультуры в отношении знаковых составляющих образа мужского и женского пола, но и изучить специфику восприятия и использования соответствующих вербальных знаков.

Б) изучение выбора определенных предметов, презентующих мужчин и женщин (игрушки, одежда, предметы технокультуры и др.), и видов деятельности (профессии, игры, учебные предметы, виды спорта, хобби).

Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»

(Приложение 3) позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.


Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическ ...

Ключ к морфологическому тесту жизненных ценностей (Форма А)
Жизненные ценности Жизненные сферы Шкала достоверности ПРОФЕС. ОБРАЗОВ. СЕМЬЯ ОБЩЕСТ. УВЛЕЧ. ФИЗИЧ. Развитие себя 1 57 15 71 27 83 37 93 45 101 51 107 +7 -14 +20 +31 -40 +47 +52 -55 -63 +70 +76 +87 +96 -103 -108 -111 Духовное удовлетворение 8 64 2 58 16 72 28 84 38 94 46 102 Креативность 21 77 9 65 3 59 17 73 29 85 39 95 Социальные конта ...

Невербальные средства повышения делового статуса
В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, п ...