Характеристика методов исследования

Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем

проективную методику «Автопортрет» Р.Бернса (адаптирована Е.С. Романовой С.Ф. Потемкиной), рефлексивный самоотчет «Кто Я?» и методику определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин».

Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»

направлен на выявление особенностей использования подростками вербальных знаков/символов для самопрезентации. Это авторская модификация популярного психологического упражнения. Мы предложили подросткам письменно ответить на вопрос «Кто я?», используя 5 нарицательных существительных, не употребляя своих фамилии, имени и отчества. Обработка результатов происходит через подсчет использованных слов, анализ ключевых понятий, отражающих/не отражающих характеристики пола.

Проективные методики:

«Автопортрет» Р. Бернса (адаптирован Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной), и рисунок мужчины и женщины, позволяют выделить графические знаки и символы гендерной идентификации (Приложение 1).

Автопортрет, рисунок мужчины и рисунок женщины направлены на выявление графических знаков, которые подростки используют для отражения себя, образа своего и противоположного пола. На основе использования подростками тех или иных графических знаков можно судить о специфике образа мужчины и женщины в контексте подростковой субкультуры. Сравнительный анализ рисунков позволяет выявить корреляции между восприятием самого себя, образа своего и противоположного пола. Критериями анализа рисунков являются: целостность фигуры (отражение частей тела, их прорисовка); проявление эмоций; статика и динамика фигуры или окружающих объектов; особенности одежды, обуви; окружающие предметы, живые и неживые объекты; выраженность половых признаков (не выражены, выражены слабо, акцент на признаках пола); особенности внешнего облика (стрижка, татуировки, макияж, пирсинг); особенности ситуации; символы; сопутствующий текст.

Опросник

(Приложение 2) разработан нами в связи с целями исследования, направлен на изучение образа своего и противоположного пола у современных подростков. Его основная задача - выявление предпочитаемых предметов, видов деятельности (профессий) и вербальных символов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин. Анализ результатов опроса состоит из:

А) анализ слов - обращений, используемых подростками для обозначения мужчин и женщин, позволяет выявить не только особенности подростковой субкультуры в отношении знаковых составляющих образа мужского и женского пола, но и изучить специфику восприятия и использования соответствующих вербальных знаков.

Б) изучение выбора определенных предметов, презентующих мужчин и женщин (игрушки, одежда, предметы технокультуры и др.), и видов деятельности (профессии, игры, учебные предметы, виды спорта, хобби).

Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»

(Приложение 3) позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.


Методы научных исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого ...

Убеждение. Подчинение. Конформизм
Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), ...

Мотивация учебной деятельности школьников и студентов
Для мотивации учебной деятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей ...